«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 22% |
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города...
И в разрушении нашей родины черное слово сыграло огромную роль..
А теперь мы услышали еще и такое: "Появились новые формы разговора с человеком, без художественных соплей..." Ну как это можно в столь возвышенной речи, в такой торжественный момент да еще в присутствии пророка и титана! Ведь и Шолохов, пожалуй, дал маху, когда написал: "Дед Щукарь смотрит, забыв все на свете. На кончике его носа зябко дрожит сопля, но он не замечает". Правда, тут сопля обыкновенная, а не самый отвратительный ее вид - художественная, и Щукарю же не дают 25 тысяч заморских, и я не сомневаюсь, что в присутствии нобелевского лауреата Щукарь непременно достал бы из кармана тряпицу и привел свой неадекватный нос в порядок... А тут еще в этой же фразе - "сопля". Это ли опять не тугоухость? Досадно... Однако не в этом дело.
А интересно вот что. Оратор упомянул около десятка американских писателей двадцатого века - Фолкнера, Хемингуэя, Стейнбека, даже Гарднера, заметив при этом, что "мы зачитывались ими после оттепели 60-х". Это что, обязательно, если тебе дают премию в американских долларах? А из русских писателей современности - никого, из XIX века только Пушкина и Достоевского. Впрочем, если уж нельзя было обойтись без большого набора американцев, что ж, мы не возражаем против таких "художественных соплей", но упомянем, что иными американскими писателями, как Джек Лондон или Марк Твен, мы зачитывались задолго до всяких "оттепелей"... Но вот дальше - цитата из Евангелия от Матфея. Хоть это ныне и замуслено, но как возразишь? Скажут: сталинист. Лучше напомним, что такое цитирование тоже, как и высокий штиль праздничной речи, кое к чему обязывает. Оратор сказал: "В мрачные времена безбожия литература в помощь гонимой церкви теплила в народе свет упования небесного... Из книг звучали заповеди Христовы, и ликовала от восторга читательская душа: Он есмь..." То есть жив Христос. Прекрасно! Однако почему же "есмь"? Ведь это первое лицо единственного числа: аз есмь. А дальше-то: еси... естмы... есте... суть. Конечно, всем знать это вовсе не обязательно, но если ты употребляешь такие слова в помощь гонимой церкви, то должен за это отвечать... Божье милосердие безгранично, но все же не напоминает ли "Он есмь" отчасти солженицынскую "охлябль"? Но умопомрачительная "охлябля" все же несколько извинительнее, пожалуй, поскольку она не сопровождалась ни именами Вседержителя и Христа, ни "светом упования небесного", ни объявленным намерением помочь церкви... Другому простительно, но знатоку Св. Писания не следовало бы говорить и так: "Над нами довлеет прошлое". Этого не терпел даже тот, кто, по убеждению Распутина, лишил его неба,- Ленин. Ибо сказано: "Довлеет дневи злоба его", что означает "Довольно для каждого дня своей заботы". И сказано это не где-нибудь, а как раз в том самом Евангелии от Матфея (6, 34), которое цитировал оратор.
И ведь до чего это характерно ныне! Нахватаются библейско-церковных словечек "окормлять", "нестроения", "Голгофа" - и ликуют: "Возрождается святая Русь!.." А часто и не понимают слова эти, как и где можно употреблять их... Однажды мне довелось назвать в статье высокого священнослужителя святым отцом. Боже, что пришлось из-за этого выслушать! "Это же издевательство! - шумели щирые патриоты.- Живого человека называть святым! Вот они - ярославско-губельмановские приемчики!.." А я недоумевал: какую жизнь прожили эти люди? с кем дружили? какие книги читали? и как читали? Пушкинского "Бориса Годунова"-то не могли не читать. А там, например, Пимен так излагает слова Грозного к патриарху и церковной братии:
Прииду к вам, преступник окаянный,
И схиму здесь честную восприму,
К стопам твоим, святой отец, припавши...
Но Пушкин далеко, а вот Чехов, "Дуэль": "Здравствуйте, святой отец! - кивнул он дьякону". Не патриарху - дьякону! Загляните еще в Лескова. А лучше-то всего просто зайти в церковь. Но некогда им заглядывать, спешат выставку своего патриотизма устроить...
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||