«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 89%


         Но вот дальше - цитата из Евангелия от Матфея. Хоть это ныне и замусолено, но - как возразишь? Скажут - сталинист. Лучше напомним, что такое цитирование тоже, как и высокий штиль праздничной речи, кое к чему обязывает. Оратор сказал: "В мрачные времена безбожия литература в помощь гонимой церкви теплила в народе свет упования небесного... Из книг звучали заповеди Христовы, и ликовала от восторга читательская душа: Он есмь..." То есть жив Христос. Прекрасно! Однако почему же "есмь"? Ведь это первое лицо единственного числа: аз есмь. А дальше-то: еси... естмы... есте... суть. Конечно, всем знать это вовсе не обязательно, но если ты употребляешь такие слова в помощь гонимой церкви, то должен за это отвечать... Божье милосердие безгранично, но все же не напоминает ли "Он есмь" отчасти солженицынскую "охлябль"?
         И ведь до чего это характерно ныне! Нахватаются библейско-церковных словечек "окормлять", "нестроения", "Голгофа" и ликуют: "Возрождается святая Русь!.." А часто и не понимают слова эти, как и где можно употреблять их...
         Да, подобные речения требуют деликатности, ибо, как сказал Ярослав Смеляков: "Владыки и те исчезали/ Мгновенно и наверняка,/ Когда невзначай посягали/ На русскую суть языка..."
         Вот Осип Мандельштам. Уж, казалось бы, эрудит - дальше некуда, аж под завязку. Но вот что писал в своих "Стансах": "Я должен жить, дыша и большевея, Работать речь, не слушаясь, сам-друг..."
         Сам-друг значит "вдвоём", а ведь поэт хотел здесь сказать "один", никого не слушаясь, совершенно самостоятельно.
         У Блока же в Куликовском цикле читаем: "Мы, сам-друг, над степью в полночь стали..."
         Сам-перст, сам-друг, сам-третей, сам-четвёрт... Один, вдвоём, втроём, вчетвером... И опять повторю: сейчас необязательно всем это знать. Но Блок знал. В чем же дело? Да только в том, что молоко у матери Блока было совсем другое, чем у матери Мандельштама...
         Но, к слову сказать, при всей непохожести двух поэтов невозможно представить ни того, ни другого получающим премию в долларах, заработанных на том берегу клеветой на Россию.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100