«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 74% |
Действительно, если вспомнить Шолохова, например, то его в облике Солженицына поражало "болезненное бесстыдство". А он, Залыгин, подписывая гневные письма, никакого отношения к этой идеологии никогда не имел: "Меня всегда (!) поражала эта грандиозная личность" ("МН", N29, 1989, с. 13). И слаще репы он ничего не едал...
Дальше: "В 1976-1994 С. жил в небольшом имении недалеко от г. Кавендиш (штат Вермонт, США)". Что значит небольшое имение? Шесть соток? На самом деле - 20 гектаров. И до сих пор остается собственностью Солженицына по ту сторону океана, и в этом его уникальность, неподражаемость его творческого облика. Второго подобного писателя у нас не было за всю тысячу лет нашей литературы.
Дальше: "Все эти годы С. напряженно работал над 10-томной эпопеей "Красное колесо". Следовало добавить: "...которую ни в Америке, ни в России, ни в Западном полушарии, ни в Восточном никто прочитать не смог по причине её полной несъедобщины".
Дальше: "27 мая 1994 С. вернулся в Россию. В настоящее время живет в Москве". Следовало добавить: "Получил от Ельцина небольшое имение - бывшую дачу Кагановича с участком в пять гектаров".
Дальше: "29 мая 1997 С. избран действительным членом Академии наук" (по отделению литературы и языка)". Следовало добавить: "...вместе с А.Н. Яковлевым" (по отделению невежества и клеветы).
Дальше: "И декабря 1998 в связи с 80-летием награжден орденом Андрея Первозванного, однако писатель отказался от высокой награды". Следовало добавить: "Отказался, видимо, в расчете на то, что со временем будет учрежден орден другого Андрея - Власова, которого С. заслуживает несомненно".
Дальше: "Для творческого метода С. характерно особое доверие к жизни". Какое доверие, если он сам признается: "Я жизнь вижу, как луну, всегда с одной стороны". Но ухитряется при этом видеть её с той, с неосвещенной стороны.
Дальше: "Писатель стремится изобразить все так, как было на самом деле". Никто в нашей литературе столько не врал, никто так злобно не искажал то, что было на самом деле.
Дальше: "С. пишет и стихи". Следовало добавить: "Они такого качества, что Твардовский, прочитав их, больше никому из сотрудников "Нового мира", даже Владимиру Лакшину, не дал читать, опасаясь за их вкус и даже психическое здоровье".
Дальше: "Солженицынский "Пир победителей" - это гимн русскому офицерству". Тут мы добавим от себя: ещё в мае 1967-го в письме IV съезду писателей СССР С. громогласно и гневно заявил, что написал эту пьесу в лагере, в тяжелейших будто бы условиях, будучи всеми забыт и "обречен на смерть измором", - словом, это был плод упадка духа, заблуждения, ошибки, в которой он раскаивается, и что пьеса "давно покинута", а теперь "приписывается" ему недобросовестными людьми "как самоновейшая работа". Заметим, однако, что, во- первых, тяжелых условий в лагере С. не отведал. Во-вторых, пять лет, т.е. большую часть срока имел регулярные свидания с женой, а весь срок получал посылки от нее и других родственников. Так что отнюдь не был он и забыт. В-третьих, смерть никогда не грозила Солженицыну - ни измором, ни расстрелом, а разве только от заворота кишок. Однако здесь важно отметить другое: в 1995 году, когда власть переменилась, переменилось и отношение автора к своей пьесе. В 1994 году он разыскал её на чердаке, отряхнул от пыли и отнес "давно покинутую" в Малый театр. И знаменитый театр, словно соревнуясь с Академией наук в позоре, 25 января 1995 года поставил ее. А Владимир Бондаренко, разумеется, написал восторженную статью о спектакле. Между тем Михаил Шолохов именно в связи с этой пьесой, считая её клеветой на Красную Армию, сказал о "болезненном бесстыдстве" Солженицына.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||