«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 62% |
Вы утверждаете в "Архипелаге", что в 41-м году мы "отступали позорно по 120 километров день, меняя лозунги на ходу". Это вам в глубоком тылу продиктовало "высшее духовное чутье" или вы просто сдули у Некрича? Ведь сам Гитлер признавал, что немецкие войска никогда не преодолевали в день больше 50 километров, и то лишь в самом начале операции. А главный лозунг в первый день войны провозгласил В.М. Молотов: "Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!" И этот лозунг мы ни на что не сменили, ни разу не отступили от него. Это вы на ходу меняли свои взгляды, замыслы и шкуру.
Вы писали все в том же "Архипелаге", что свою речь по радио 3 июля Сталин произнес сквозь слезы, "чуть не плача".
Вот эта речь (включить запись). Укажите хоть одно место, где оратор сдерживал слезы. Может, вот здесь: "Великий Ленин, создавший наше государство, говорил, что основным качеством советских людей должна быть храбрость, отвага, незнание страха в борьбе, готовность биться вместе с народом против врагов нашей Родины..."
И так безо всяких историков можно пройтись по всему насквозь лживому "Архипелагу", который, как божится Бондаренко, совершенно "необходим для дальнейшего развития русского народа". Вот заботник нашелся у русского народа. А Достоевский с Тургеневым тут совершенно ни при чем, ибо можно "разбираться" с их идеями и образами, даже ссорами, но они не клеветали на родину, а только прославляли ее.
Но вот это я уж и не знаю, каким печатным словом можно обозначить: "Солженицыну и Шолохову быть бы близкими друг другу. Увы, судьба развела их. Жаль. Но так часто бывало в русской литературе. Примем как должное. Вспомнив хотя бы отношения Толстого и Тургенева, Достоевского и Гоголя, Маяковского и Есенина. Примиряет всех сама Россия..." О, господи, ещё одна порция щирого сюсюканья о России, шагу ступить без этого не может. Прав Мандельштам: "Высоким штилем можно опошлить все". И опять: при чем здесь названные классики? Да, были между ними расхождения, трения, даже вражда, но нередко они имели частный, личный характер. Тургенев и Толстой поссорились по житейскому поводу. Но как художников они высоко ценили друг друга. Когда стало известно, что автор "Войны и мира" высказал намерение отказаться от дальнейшей литературной работы, уже больной Тургенев, несмотря на многолетний разрыв, написал ему письмо, умоляя продолжать творчество. Достоевский в образе Фомы Опискина намекал на Гоголя и на его "Выбранные места из переписки с друзьями". Конечно, в этом образе немало комичного и неприятного, но что за беда! И в те дни об этом знали немногие, теперь же кто помнит, кроме литературоведов? Тем паче что ведь он же, Достоевский, и говорил: "Какой великий учитель для всех русских, а для нашего брата писателя в особенности!" Или: "Все мы вышли из "Шинели" Гоголя". Наконец: "Гоголь - гений исполинский, но ведь он и туп, как гений" (ПСС, т. 20, с. 153). До чего здорово!
А в образе писателя Кармазинова из "Бесов" - шарж на Тургенева. Говорят, это признавал сам Иван Сергеевич, но 8 июня 1880 года на пушкинских торжествах после знаменитой речи Достоевского он вместе со всеми кинулся к нему со слезами восторга и объятьями. Неласков был Достоевский и к Салтыкову-Щедрину, Грановскому, позднее - даже к своему крестному отцу Белинскому... Во всём этом нет ничего чрезвычайного - живая литературная жизнь... И Есенин с Маяковским были уж слишком различны по корням, по литературно-стилистическому направлению. Однако первый писал:
Мне мил стихов российских жар.
Есть Маяковский!..
Это же восхищение. А дальше высказывалось справедливое и горькое сожаление: "поёт о пробках в Моссельпроме". Но когда Есенин умер, у Маяковского застряло "в горле горе комом... Вы ж такое загибать умели, что никто на свете не умел...".
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||