«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 45%


         Если теперь перейти к вопросу о цитатах и источниках в "Архипелаге", то, во-первых, можно вспомнить, что мы с ним уже достаточно знакомы хотя бы по тому, что Солженицын вытворял с цитатами из Маркса и Ленина (с другими он, естественно, церемонится ещё меньше); во-вторых, цитат, сносок и ссылок на те или иные издания у него неизмеримо меньше, чем ссылок на такие источники, как: "говорят", "вот говорят", "говорили", "как говорят", "как некоторые говорят" и т.п. Или: "по слухам" (1, 354), "по московским слухам" (1, 102), "шли слухи" (2, 485), "дошли слухи" (2, 280), "прошел слух" (1, 181), "есть слух глухой" (1, 167), "слух этот глух, но меня достиг" (1, 374), "есть молва" (1, 113), "мы наслышаны" (1, 289) и т.д. Или ещё : "рассказывают" (2, 54), "рассказывали" (1, 219), "по рассказам" (3, 346), "если верить рассказам" (1, 277)...
         Ссылаясь на такого-то пошиба источники, Солженицын пытается уверить читателя в правдивости историй, достойных Феклуши-странницы из "Грозы" Островского. Пишет, например, что в конце двадцатых годов "от Кеми на запад заключенные стали прокладывать грунтовой Кемь-Ухтинский тракт". И вот "рассказывают", мол, что однажды "роту заключенных около ста человек ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ НОРМЫ ЗАГНАЛИ НА КОСТЁР - И ОНИ СГОРЕЛИ!" А в другой раз (опять же "рассказывают") тоже за невыполнение нормы взяли да заморозили в лесу сто пятьдесят человек. Итого - 250 заключенных-строителей как не бывало! В третий раз уже безо всякого упоминания о невыполнении нормы сообщается, что просто от нечего делать, для развлечения взяли и расстреляли за три дня 960 человек. (3 Там же, с. 381-382). Для правдоподобия измышляются кое-какие реалии, например, что среди убийц, мол, "большинство были грузины" что орудовали они почему-то "кольтами", что погода стояла отменная, "светило солнце" и т.п. - В. Б). Интересно, кто же за погибших выполнял их норму и как строительство шло дальше, - или это никого не интересовало? Едва ли...
         Если читатель думает, что на таких "рассказах" да "слухах" наш автор истощил свою фантазию, то он ошибается. У него ещё много чего в запасе. Например: "Прошел слух в 18-20-м годах, будто Петроградская ЧК и Одесская своих осужденных не всех расстреливали, а некоторыми кормили (живьем) зверей городских зверинцев". В 1918 году Александр Исаевич едва родился и умел только титьку сосать да ножками от неудовольствия сучить, когда намокали пеленки, так что ужасающего слуха - а в ту пору ещё и не такие байки кое-кто распространял о молодой власти - он тогда слышать и осознать не мог. Видимо, только этим и объясняется его неуверенность в данном случае! "Я не знаю, правда это или навет..." Не знает и за полным отсутствием фактов доказывать ничего не берется, но распрощаться с таким слухом (или собственной выдумкой) ему было бы ужасно досадно, словно это осыпанная бриллиантами золотая табакерка, подаренная лично Геббельсом. И потому, не выпуская табакерку из рук, он говорит: "Я предложил бы им (т.е. тем, кого солженицынский слух изображает чудищами. - В.Б.) доказать нам, что это невозможно". И ведь то ли не боится, то ли не соображает, что в ответ могут ему сказать, допустим, следующее: "Вы, Александр Исаевич, как известно, выражали готовность ради своих целей пожертвовать собственными детьми (подробно об этом - ниже). Так вот, прошел слух, что когда вы жили в Кок-Тереке, то имели внебрачного ребенка и, ликвидируя там все свои дела перед отъездом в Центральную Россию, не желая почему-то оставлять после себя никаких следов в Казахстане, вы взяли это невинное дитятко, зажарили да съели. Докажите, что это не так!" Можно себе представить, как бы взвился при этих словах Шурочка, как бы сперло у него в зобу дыханье, как засучил бы он от негодования ножками...

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100