«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 21% |
Есть у похвал нашего героя и другие странности. Так, очень странно похвалил он тех, не названных по именам, "пять, нет, шесть" писателей. Уровень их творчества он характеризует следующим образом: "К такому уровню стремились русские классики, но не достигли никогда: ни Тургенев, ни Некрасов, ни Даже Толстой". Иначе говоря, помянутые "пять, нет, шесть" превзошли классиков. Как это им удалось? Учитель готов разъяснить: "Потому что они (классики) не были крестьянами. Впервые крестьяне пишут о себе самих".
Трудно было поверить своим ушам, но факт оставался фактом: заморский теоретик возрождал старую-престарую, времен призыва ударников в литературу, концепцию, согласно которой о рабочих лучше всего может (и должен) написать рабочий, о крестьянах - только крестьянин, о бухгалтерах - бухгалтер. Адепты сей ветхозаветной концепции пренебрегали тем, например, непостижимым для них фактом, что Толстой, не будучи крестьянином, оказался, однако же, "настоящим мужиком" в нашей литературе; игнорировали они и то, как проникновенно и правдиво поведал Лев Николаевич о жизни мерина Холстомера, - а ведь, по их понятиям, никто не может писать о меринах лучше, чем сами мерины.
При виде попытки восстановления столь ретроградной концепции не утерпел даже бывший советский критик Андрей Синявский. Ну, тот самый, что когда-то в нашей печати с пеной у рта призывал лелеять и холить советскую литературу, а в западной - с ещё более обильной пеной у рта, только под именем Абрама Терца, проклинал все советское. Правда, заботу о нашей литературе он выражал уж таким дурным языком литературного глухаря, что однажды мы вынуждены были к нему и его соавтору, с коим он сочинил очередную статью о молодых поэтах, адресоваться с газетной страницы со стихами Маяковского:
Вас,
прилипших к стенам,
к обоям,
милые,
что вас со словом свело?
(Литература и жизнь, 26 октября 1959 г.)
Было это давненько. С тех пор Синявский-Терц успешно отлепился от советских стен и прилепился к французским. Теперь он в Париже, ведёт там тихую жизнь прилипалы (Впрочем, пишет книги. Издал, например, "Прогулки с Пушкиным" (Париж, 1975). В "Новом журнале" (Нью-Йорк) появилась на эту книгу рецензия, сдержанно озаглавленная "Прогулки хама с Пушкиным". Добавлять к этому что-либо, пожалуй, было бы излишним. - В.Б.).
Так вот, даже такое-то существо не выдержало, вылезло из-под обоев и пожелало возразить Учителю. 6 апреля 1979 года Би-би-си предоставила ему для этого возможность. Имея в виду попытку возрождения помянутой теории, Андрей- Абрам Синявский-Терц сказал: "Солженицын преодолел марксистскую идеологию, но у него сохранился советский образ мышления". Вероятно, Александра Исаевича порадовало первое утверждение и сильно уязвило второе: это у него-то, мохнатого мамонта антисоветизма, советский образ мышления! Но мы можем его успокоить и одновременно должны разочаровать Абрама Синявского: во-первых, Солженицын марксистскую идеологию не преодолевал и преодолевать не мог по причине уже известного нам полного незнакомства с предметом преодоления; во-вторых, теория, согласно которой о меринах должны писать мерины, так же далека от советского образа мышления, как мерин от Меринга.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||