«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 25% |
Шептицкий с увлечением развивал идею воссоединения украинской православной церкви с католической в современных условиях. Он заверял, что в этом деле Ватикан пойдёт так далеко, насколько это будет нужно. "Более чем триста лет дело воссоединения наших церквей не только было и является главным предметом опытов наших самых почтенных учёных, - говорил униатский митрополит, - но и самым пылким стремлением греко-католиков".
На моё замечание, что вряд ли Рим пойдёт настолько далеко, насколько это будет нужно для воссоединения под флагом православия, Шептицкий ответил: "Правда ваша. Воссоединение "Conditio sine qva non" (Непременным условием, - авт.) наших церквей является признание папы римского главой вселенской церкви. Остальные оставим так, как оно было и есть в православной церкви, оставим все обряды, традиции, одним словом, все особенности ваши".
Выслушав все аргументы Шептицкого, я искренне ему сказал, - говорил Чеховский, - что как историк должен разочаровать его. Воссоединение церквей - это значит уния с Римом. Никогда украинская общественность даже слушать об унии не захочет. Уния - это целый период истории нашего народа, период страшный, полный крови, страданий, проклятий и слёз народных. Того, кто провозгласит лозунг воссоединения с Римом, народ сметёт и проклянёт. Оставим эту тему.
Митрополит вскипел после моего ответа. Сорвавшись из кресла, набросился на меня, но, потом опомнившись, успокаивающе сказал: "Забудьте всё, что мы давно забыли и не желаем вспоминать. Действуйте в интересах будущего. Поймите, для государственного возрождения Украины необходимо национальное единство, а для единства национального очень нужно единство религиозное. Будущее украинского народа в воссоединении с Западом, с западной христианской культурой. Приобщить украинский народ к христианской культуре может только религиозная связь с Западом - воссоединение с Римом!"
Я понял, что эта дискуссия может тянуться без конца и края, стал прощаться, когда Шептицкий, любезно посадив меня опять в кресло, примирительно сказал: "Не следует нам прощаться в запале борьбы за истину. Вы, украинская интеллигенция, представляете собой ведущий слой украинского народа. На вас лежит большая ответственность перед украинским народом, перед историей. Рвите с московитами. Будьте едиными со здоровыми кругами России в борьбе против анархии, безверия и преступности в народе, но самостоятельно следуйте на Запад. На этом пути вы всегда найдёте полное понимание с нашей стороны, хороший совет, всевозможную поддержку и наше благословение..."
Такие беседы митрополит провёл не только со мной, - сказал Чеховский, - но и со многими членами Центральной Раде" {В. Даниленко. Дорогою ганьби i зради, Наукова думка, К., с. 52-54}.
Чеховский заметил, что униатский владыка пребывал в Киеве для изучения обстановки и изложения программы действия своим симпатикам (вспомним, что среди членов Центральной Рады почти половина была гражданами Австро-Венгрии). В конфиденциальных разговорах он продвигал идею создания пронемецкой "самостийной Украины". В это же время начал создавать греко-католические очаги на территории Надднепрянской Украины. В Галичине он основал сеть греко-католических экзархатов, а в Киеве - генеральный викариат во главе с Цегельским. Отдельный униатский экзархат митрополит также создал и в России с центром в Петрограде, во главе котрого поставил экзарха Фёдорова.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||