«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 9%


         Андрей Шептицкий приступает к попыткам экспорта униатской идеи в пределы России. О том, что Шептицкому удалось привлечь к унии нескольких великорусских прозелитов, свидетельствуют адресованные митрополиту Андрею письма тайного католического священника восточного обряда Иоанна Дейбнера {Там же}.
         Об изощрённых иезуитских методах, которые использовали агенты Шептицкого, даёт некоторое представление фрагмент из письма Дейбнера к своему первоиерарху, в котором описывается ситуация, возникшая в связи с попыткой перехода в католицизм православного священника Ювеналия Землянужнова из посёлка Шиленского Уральской области:
         "К одному латинскому священнику пришёл православный священник и сказал, что хочет вместе с семейством принять католичество. Он из далёкой провинции. Латинский священник прислал его ко мне, и сегодня он был у меня. Этот православный священник говорит, что уже года 3-4 имеет католические убеждения и хочет перейти в католичество. Говорил, по-видимому, искренне... Он думал, принявши католичество со всей семьёй, уехать из России. Но что он будет делать за границей? Он получил самое небольшое образование - кончил духовное училище, - это ниже обыкновенной русской семинарии и не знает ни одного иностранного языка. Кроме того, есть ещё исход - чтобы он вышел из священников и, оставаясь в России, занял какую-либо другую должность, но, получив такое малое образование, он едва ли получит какое-нибудь сносное место, - тем более, что наши законы ограничивают в правах священников, покинувших свой сан, и их неохотно берут. Наконец, если он уедет за границу или уйдёт из священников, то он пропал для нашего дела.
         Самое лучшее, это чтобы он оставался священником в своём приходе, как я ему советовал, и он, кажется, согласен. Но тут есть некоторые затруднения. Мне кажется, что священник может остаться по наружности православным. На литургии он может вынимать частицы не за синод и не за своего схизматического епископа, а за Папу и за своего львовского митрополита. Когда же громко поминать синод и епископа, то может это делать как молитву об их обращении к святой вере и пр. Иногда у них бывают сослужения соборные со своим епископом, - вот это немного затруднительно. Кроме того, у них есть духовник обязательный, которому священники должны исповедоваться. Есть и другие подобные затруднительные обстоятельства. Но мне кажется, что ради пропаганды необходимо, чтобы им широко посмотреть на дело, и всё, что можно позволить, то позволил бы. Лучше всего было бы, чтобы вашему высокопреосвященству дана была из Рима ради пропаганды некоторая коммуникация в тайне в необходимых случаях. Во всяком случае, если не посмотреть широко на дело, то приходится отказываться от пропаганды или её уменьшить; нельзя будет уже обращать православных священников, а между тем хорошо было бы их обращать, чтобы они могли обращать постепенно своих прихожан и даже своих коллег-священников" {Там же}.
         О том, что Шептицкий возглавил работу "штаба", руководившего процессом экспансии унии в России, говорится и в переписке владыки с униатским священником Алексеем Евграфовичем Зерчаниновым. В своём письме к Шептицкому от 21 мая (3 июня) 1907 года Зерчанинов, в частности, писал: "Болея об этом душевно и всем сердцем желая церковного преуспеяния для распространения католического света в России, осмеливаюсь я недостойный утруждать ваше высокопреосвященство сею докладною запиской, как своего непосредственного начальника в делах веры, на предмет канонического восстановления греко-католической иерархии в России для католиков греко-католического обряда с правом его полной свободы по существующим здесь местным обычаям, не вредящим единству католической церкви; чтобы главный представитель восстановляемой иерархии, применяясь к этим обычаям, заботился о религиозных нуждах новообразовавшегося маленького стада Христова для соединения его во Христе Иисусе с его апостольским наместником и земным главою видимой церкви Христовой для её вящего преуспеяния и спасения верующих" {Там же}.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100