«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 9%


         Постепенно резиденция митрополита превратилась в центр антироссийских сил. Этот факт не скрывают даже его биографы. Лонгин Цегельский писал: "Неоднократно приезжали там и выезжали тайные эмиссары - посланцы-украинцы из Холмщини, Херсона, Полтавщины и других. В домах святоюрского дворца проживали беглецы из-под царского кнута, которые на средства митрополита воспитывались во Львове или Риме тайными миссионерами для Украины и Беларуси..." {В. Даниленко, "Дорогою ганьби i зради", "Наукова думка", К., с. 28}.
         В это время произошла аудиенция немецкого кайзера Вильгельма II с папой Львом XIII. Канцлер фон Бюлов писал, что Лев XIII сравнил Вильгельма с Карлом Великим, который "склонил весь цивилизованный мир к подножию креста, получив благословение на выполнение этой миссии от Льва III. Теперь... немецкий император также получил... от папы Льва XIII напутствие вернуть Европу в лоно христианства, поборов социалистические и атеистические течения" {Там же, с. 29-31}.
         Ватикан рассчитывал, что Вильгельм II своим "дранг нах остен" поможет вернуть в "лоно христианства", т.е. католицизма, народы России. И Ватикан тут не смущала такая мелочь, как протестантское вероисповедание Вильгельма II, тем более что кайзер согласился взять на себя "миссию Карла Великого".
         Митрополит Шептицкий тем временем уделял внимание созданию церковного музея. Убивал он при этом "двух зайцев". Ещё во время своей первой поездки на Буковину и в Закарпатье он обратил внимание, что в греко-католических церквях тщательно сохраняются иконы, написанные в византийском, греко-православном стиле. А это напоминало о православном прошлом, о хмельниччине. Эти иконы стали изыматься и отправляться во Львов. Вместо этого церкви получали изготовленные в Ватикане иконы с изображениями "новых святых" - таких как Иосафат Кунцевич. Получалась двойная польза: фонд музея пополнялся ценными экспонатами, а верующие лицезрели правильных святых {Там же, с. 33}.
         В 1903 году умирает папа Лев XIII. Его преемником становится папа Пий X, также ориентирующийся на австро-немецкие круги. Его беспокоили революционные события в России, в том числе и волна массовых забастовок и демонстраций, которая прокатилась в Галиции после событий 1905-1907 годов. Папа вызвал униатского митрополита, чтобы тот детально ознакомил его и с настроениями в Галиции, и с ситуацией в России.
         Митрополит Шептицкий доложил папе Пию X, что основной фундамент российского самодержавия - православие теряет моральную силу под воздействием революционных сил, а это даёт шанс. Тем более, что в условиях расширения религиозной свободы после выхода 17 апреля 1905 года манифеста об укреплении основ веротерпимости, в Российской империи появились новые возможности для католической пропаганды. Папа был удовлетворён и докладом митрополита, и нелегальной работой его агентуры в России, выдав тайный документ, свидетельствующий о полномочиях действовать Шептицкому в пользу унии в масштабах России {В.И. Петрушко, Деятельность униатского митрополита Шептицкого по распространению католицизма восточного обряда в России в период между революцией 1905 г. и Первой мировой войной, Богословский Сб. Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт. Вып. 7. М., 2001, с. 204-229}.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100