«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
Прочитано: 91% |
"Спекуляция с готовыми продуктами не имеет ничего общего с делами - она означает не больше и не меньше, как более пристойный вид воровства, не поддающийся искоренению путем законодательства".
Сравните с современностью (конец прошлого века, "реформы" в России): "Рабочим платить зарплату желательно". Е.Т. Гайдар.
Вероятно, некоторые скажут, что, мол, у Форда был "правильный" капитализм, а в РФ - "дикий", отсюда и разница.
Нет, суть в другом. Генри Форд пролетарием, разумеется, не был, но он не был и капиталистом! Основатель автомобильного промышленного производства был предпринимателем. Человеком с выдающимися организационными способностями, который мог обустроить новаторское производство, выпускать - всё дешевле и дешевле! - нужный людям товар, устанавливать для своих рабочих высокую заработную плату и так далее. Капиталист никогда не скажет, что надо именно производить, а перепродажа - это лишь пристойный способ воровства.
"Если мы не в состоянии производить, мы не в состоянии и обладать. Капиталисты, ставшие таковыми благодаря торговле деньгами, являются временным, неизбежным злом. Они могут даже оказаться не злом, если их деньги вновь вливаются в производство. Но если их деньги обращаются на то, чтобы затруднять распределение, воздвигать барьеры между потребителем и производителем - тогда они в самом деле вредители, чьё существование прекратится, как только деньги окажутся лучше приспособленными к трудовым отношениям. А это произойдет тогда, когда все придут к сознанию, что только работа, одна работа выводит на верную дорогу к здоровью, богатству и счастью".
Это разве капиталист пишет?
Ещё:
"В действительности ведь не работодатель платит жалованье. Он только управляет деньгами. Жалованье платит нам продукт, а управление организует производство так, чтобы продукт был в состоянии это делать".
"Мне хотелось бы здесь же заметить, что я считаю неправильным извлекать из наших автомобилей чрезмерные прибыли. Умеренная прибыль справедлива, слишком высокая - нет. Поэтому с давних пор моим принципом было понижать цены так быстро, как только позволяет производство, и предоставлять выгоду от этого потребителям и рабочим - правда, с прямо поразительно огромными выгодами для нас самих".
"В один год наша прибыль настолько превысила наши ожидания, что мы добровольно вернули каждому купившему автомобиль по 50 долларов. Мы чувствовали, что невольно взяли с нашего покупателя дороже на эту сумму".
Представляете себе, чтобы капиталист такое сделал?! Для справки: автомобиль тогда у Форда стоил $350-$500.
Интересный факт: после внедрения конвейерного производства Генри Форд счёл возможным внедрить на своём предприятии шестидневную рабочую неделю, то есть стал человеком, который придумал выходной день.
Я очень удивился, прочтя у Форда на тему денег как средства учёта, а не "специфического товара":
"В действительности, деньги очень простая вещь. Они являются частью нашей общественной организации. Они обозначают самый непосредственный и простой способ передавать ценности от одного человека к другому. Деньги как таковые - превосходная, даже необходимая вещь. По природе в них нет ничего дурного; это одно из полезнейших изобретений человечества, и когда они исполняют свое назначение, они не приносят никакого ущерба, а только помощь.
Но деньги должны были бы всегда оставаться деньгами. Метр имеет сто сантиметров, но когда же доллар бывает долларом? Если бы угольный торговец стал менять вес центнера или молочник вместимость литра, а метр был бы сегодня 110, а завтра 80 сантиметров длиной (оккультное явление, которое объясняется многими, как "биржевая необходимость"), то народ мгновенно позаботился бы об устранении этого. Какой же смысл вопиять о "дешёвых деньгах" или об "обесцененных деньгах", если 100 центовый доллар сегодня превращается в 65 центовый, завтра в 50 центовый, а послезавтра в 47 центовый, как это случилось с добрыми старыми американскими золотыми и серебряными долларами. Нужно, чтобы доллар всегда оставался 100 центовым; это столь же необходимо, как то, чтобы кило имел постоянно тысячу граммов, а метр - 100 сантиметров".
«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
| ||||||||