«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 19%

Качество советских изделий: автомобили


         Вернемся от литературного экскурса к фактам.
         Так сказать, общеизвестно, что советские изделия в подметки не годятся товарам народного потребления с Благословенного Запада. А если подумать? И посмотреть картину "во времени"?
         Вот, скажем, автомобили. Кто только и как только их не охаивал. Мол, даже завод, сделанный для того, чтобы выпускать "Форд", выпускает "Жигули"...
         Но есть и другое мнение. И. Архипов, "Советский автопром: каким он был":
         "Начнём с печального. По объективным оценкам автомобильная промышленность России отстает от среднемирового уровня на 10-15 лет. Отставание по технологии, низкое непостоянное качество сборки и комплектующих - болезнь всех без исключения автозаводов России. Но всегда ли так было? Попробуем ответить на этот вопрос.
         Обратимся к далекому победному 1945 году. 19 июня 1945, в канун парада Победы, в Кремле группа инженеров Горьковского автозавода (ГАЗа) показала Сталину новую модель М-20 "Победа".... В 1947 году "Победа" была удостоена медали всемирной автомобильной выставки в Брюсселе, и вскоре пошла на экспорт в страны Западной Европы. "Эта машина... настоящий русский танк. Ей нипочем любое бездорожье... салон теплый и комфортабельный..." - писал один из бельгийский автомобильных журналов.
         Спроектированная в годы войны "Победа" стала законодателем мировой моды.
Это была первая в мире модель, у которой не было выдающихся за пределы кузова колесных арок. Быстро перехваченное Западом новшество было применено на всех последующих легковых автомобилях. Сомневающимся предлагаю сравнить "Победу" (в окончательном виде была готова к лету 45-го) с моделями "Вольво" пятидесятых годов - найдете немало похожего.
         ...В 1956 году появилась "Волга" ГАЗ-21, также удостоенная (наряду с "Москвичом-407") медалей Брюссельской выставки.
         ...Что касается "Жигулей", наивно считать, что ВАЗ-2101 есть точная копия ФИАТ-124. "Копейка" получила современный двигатель с верхним расположением распредвала, задние барабанные тормоза (стоявшие на ФИАТе дисковые в наших условиях требовали замены тормозных колодок каждые 1500 (!) км.), усиленный кузов. Автомобиль был максимально приспособлен к условиям эксплуатации, после чего был поставлен на конвейер."
         Вот так все интересно. И не надо тыкать пальцем - мол, ты что, не видишь, что сейчас по улицам ездит?! Никто не спорит: с 90-х годов ничего на мировом рынке мы предложить не смогли. Основные экспортные модели устарели и перестали пользоваться спросом. Лишь старушка "Нива" продолжала удерживать планку спроса на крайне низкой отметке, но этого было мало. Потеряны экспортные рынки в Канаде, Великобритании, Австралии, Бельгии, Голландии....
         Да и в 80-х на иномарки смотрели уже завистливо.
         Но является ли это следствием социализма?
         В. Беляев, будучи гендиректором ОАО "ГАЗ", как то высказался: "Меня часто спрашивают, могу ли я сделать автомобиль не хуже "Мерседеса". Могу, но и стоить он будет столько же, сколько "Мерседес", а то и дороже. Все комплектующие придется везти из-за границы, а они облагаются пошлиной. В России поставщиков мы не найдем."
         Действительно, трудно сделать современный автомобиль без развитых заводов "смежников". Высокотехнологичный автомобиль - продукт высокотехнологичной страны. В современной России с её разваленной промышленностью сделать ничего современнее "Жигулей", к сожалению, нереально. А вот в Советском Союзе времен Сталина это было возможно.

«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100