«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 83% |
Или - смотря что понимать под идейными соображениями. Незабвенный Остап тоже ведь считал себя идейным борцом за денежные знаки. В основе "третьей волны" лежал и лежит всё тот же уцелевший "миф о загробной жизни". Местечковые, инфантильные представления о зарубежном счастии: "полтора миллиона человек, и все поголовно в белых штанах". Ну, может, с небольшой поправкой на эпоху - не в белых штанах, а в джинсах с наклейками. А дальше точь-в-точь "по Бендеру": "Пальмы, девушки, голубые экспрессы, синее море, белый пароход, мало поношенный смокинг, лакей-японец, собственный бильярд, платиновые зубы..." Стоит ли продолжать?
Нет, я не собираюсь, запоздало сверяясь с канонами, возвращать разговор в стародавнее конфронтационное русло. Я даже готов согласиться с тезисом, вычитанным то ли в "Новом русском слове", то ли в каком-то ещё эмигрантском листке: "третью волну" можно рассматривать как форму протеста против застоя и порождённых им экономических тягот, против коррупции, беспринципности, а равно против ползучего антисемитизма, который нет-нет да и высовывался из статеек и анкет. Спорить не о чем, всё это, увы, имело место. Но убедительна ли эмиграция как форма протеста - вот вопрос. И ещё больший вопрос, не конструируется ли подобная схема как версия для оправдания задним числом...
Беды и вины эмиграции нерасторжимы, сами эмигранты знают это никак не хуже меня. Однако есть за ними вина, о которой они упорно не догадываются, а подскажешь - не верят. Даже реэмигранты, вернувшиеся на Родину после долгих странствий и, в общем, склонные к покаянию, бешено упираются, прежде чем под давлением доказательств соглашаются нехотя, что я прав. Для Центрального разведывательного управления "третья волна" служила объектом самого пристального внимания. И не только в том примитивном смысле, что каждого мало-мальски сведущего эмигранта изучали с лупой на предмет данных, представляющих разведывательный интерес. В течение лет десяти, не меньше, по эмигрантам судили о глубинных процессах, происходящих в советском обществе, о его "болевых точках", а соответственно и о том, куда и как нацеливать прямые и косвенные удары.
Правда, профессиональный состав и интеллектуальный потенциал эмиграции, по мнению ЦРУ, оставляли желать лучшего. Таково уж свойство "мифа о загробной жизни", что болеют им далеко не все. "Мало-мальски сведущие" шли среди них наперечёт. И нравится это самим эмигрантам или нет, ранит их или нет, но именно на базе длительного изучения "третьей волны" в недрах Лэнгли вызрела идея: пополнить галерею "беглецов с Востока" искусственно, повысить "качество эмиграции" принудительным порядком.
Рассуждали примерно так. Почему не уезжают те, кто мог бы пригодиться на Западе всерьёз? Очень просто - потому, что не пускают. А если пускают, то ненадолго и без семьи. Может, кто-то и хотел бы остаться, да не решается. Значит, надо слегка "помочь", а разлуку с семьёй компенсировать материальными благами, уровнем комфорта, солидным банковским счётом. Если выяснится, что человек действительно сильно привязан к родным и близким, то почему бы не поддерживать их деньгами и посылками отсюда? А какое-то время спустя можно и шум поднять о семейном воссоединении - в Москве такого шума не любят, прислушаются. Даже если успехом увенчается одна попытка из двух-трёх, овчинка выделки стоит...
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||