«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 63% |
"Псы войны" - тут опять наёмники, целых пятеро, во главе с майором Карло Шенноном. Глава могущественной горнорудной компании Мэнсон поручает им осуществить государственный переворот в африканской республике Зангаро, чтобы прибрать к рукам богатейшее месторождение платины. Однако наёмники, хоть и наёмники, но не чужды благородства и после победы вручают власть не ставленнику Мэнсона, а некоему "независимому вождю". С датами в этом романе дело обстоит чуть менее чётко, но всё же можно понять, что подразумеваются весна и лето 1970 года.
Что объединяет все три романа, выпущенные - суммарно - фантастическим тиражом 25 миллионов экземпляров {Данные устарели. Цифра приблизилась уже к 50 миллионам. Правда, и романов уже не три, а пять}? Культ супермена? Да, бесспорно. Но в беллетристике последних десятилетий суперменов рождалось более чем достаточно - одним этим столь сногсшибательный успех не объяснишь.
Интервью для журнала "Эпока" продолжалось так:
"- Вы отдаёте себе отчёт, что у вас, как у писателя, нет своего стиля?
- А я не считаю себя писателем. Я журналист, рассказывающий ту или иную историю, и всё. Ещё мальчишкой я мечтал о путешествиях. Учиться я перестал, как только закончил школу. Меня влекла к себе настоящая жизнь..."
Легко заметить, что ответ не вполне соответствует вопросу, но важнее другое: настоящая ли жизнь лежит в основе форсайтовских романов? Отбросим издержки суперменства - правдоподобно ли то, что останется? В общем-то, да. Покушения 25 августа 1963 года не было, но попытки устранить генерала де Голля были, причём неоднократно. Эдуард Рошман - фигура вымышленная {Тут я допустил тогда ошибку. Эдуард Рошман по прозвищу "Рижский мясник" - не вымышлен, вымышлена лишь его послевоенная биография}, но фашистские преступники, разгуливающие на свободе, - не вымысел, а прискорбный факт. Республики Зангаро не существует в природе, но разве мало заговоров против молодых африканских, и не только африканских, стран знает новейшая история?
И тем не менее до "настоящей жизни" Форсайту куда как далеко. Если в его романах и проявилась приверженность к журнализму, то наихудшего западного образца. Те достоинства, что без устали нахваливаются издателями: злободневность политических предпосылок темы, умение строить интригу плюс хвалёная точность в прорисовке мелких деталей, - самому Форсайту всегда представлялись чисто ремесленными приёмами, помогающими в решении главной задачи - "сделать деньги". "Писать я не люблю, - не раз признавался он, - процесс писания меня раздражает".
Откуда же успех? Думается, что золотоносная "формула Форсайта" - авантюрный роман-репортаж на псевдодокументальной основе - своей успешностью обязана эффекту чисто иллюзионному. Рассыпанные по тексту детали репортёрского свойства - названия улиц, ресторанов, магазинов, ссылки на действительные исторические события и т.д. - для читателей не слишком требовательных сходили и сходят за истинные приметы окружающей жизни. Лихо закрученная интрига накладывается на постоянную "иллюзию узнавания", и это, в свою очередь, как бы усиливает напряжённость интриги. Надо отдать Форсайту должное: финты, скрепляющие сюжет, он изобретает с отменной, прямо цирковой ловкостью. Но литература и цирк - это всё-таки не одно и то же.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||