«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 4%


         Тем не менее на фестивальных премьерах, кроме, кажется, одного-двух случаев, я не бывал. Твёрдо помню один. Шёл фильм Алена Рене "Жизнь - это роман". Яблоку негде было упасть, с трудом отыскал местечко на галёрке. А стоил того фильм? Сомнительно. Салонная, путаная история о том, как некий светский лев задумал, а его потомки осуществили постройку "храма счастья" - не то религиозно-гипнотического центра, не то фешенебельного дома терпимости. Сюжет петляет и дробится, актёрам, в сущности, нечего играть. Странный фильм, тем более странный, что поставлен автором знаменитой, вошедшей в современную киноклассику картины "Хиросима, любовь моя"...
         В том-то, однако, и соль, что публике, набившейся во Дворец кино, фильм в принципе понравился. Многим "престижным" фестивалям, особенно на премьерах, свойственна специфичная, довольно искусственная атмосфера, когда самое смелое платье привлекает интерес гораздо больший, чем лучший фильм. В каком-то смысле получается даже, что чем хуже, тем лучше: ленты подлинно новаторские, напряжённые, сложные требуют от зрителя определённых душевных усилий, сопереживания, встречной отдачи. А если сопереживать нечем и отдавать нечего? Понимание праздника, интеллектуально, социально и нравственно, может быть очень, очень различным, и мне почему-то кажется, что я понимаю его неодинаково с иными завсегдатаями премьер.
         Первый просмотр для прессы (а мы предпочитали просмотры именно этой категории - обстановка попроще) тоже разочаровал. Разочаровал художественно, хотя и навёл на раздумья. Вне конкурса был показан американский фильм "Возвращение Джедай" - очередная и вроде бы заключительная серия из отшумевшего к тому времени цикла "Звёздные войны". Головокружительные трюки, высочайшая техника комбинированных съёмок, истинно голливудский размах - и что ещё? А ещё проповедь насилия, внушаемое зрителю исподволь убеждение, что оно, насилие, было, есть и пребудет с человечеством во веки веков, обретая всё новые, всё более совершенные технические обличья, пока не достигнет звёзд. Тогда, в 1983 году, мало кому приходило в голову, что недалёк день, когда термин "звёздные войны" перекочует с киноафиш на газетные полосы, обретёт высоких покровителей в вашингтонской администрации, станет камнем преткновения в мировой политике. Но надо полагать, что в затенённой тиши лабораторий такие планы уже вынашивались. И если "Макдоннелл - Дуглас", "Рокуэлл" и прочие военно-космические "киты" не принимали участие в финансировании "Джедай" и предшествующих серий цикла, то по справедливости им бы следовало это сделать. Почву для затяжной риторики вокруг СОИ эти космические боевики унавозили усердно.
         Несчастье наше, что в беспощадном XX веке фантастические пророчества - и в первую очередь, увы, "чёрные" пророчества - сбываются скорее, чем мы в состоянии их переварить, психологически к ним подготовиться. Если бы Герберту Уэллсу в 1914 году, когда он впервые описал ядерный взрыв, сообщили, что до реального воплощения его фантастической идеи осталось каких-то три десятилетия, он бы просто не поверил. А ведь ему довелось дожить до Аламогордо и Хиросимы. То же, к примеру, и Алексей Толстой: скажи вы ему в конце 20-х годов, что гиперболоид - штука совершенно реальная, хотя конструктивные принципы должны отличаться от его чертёжика, - он взглянул бы на вас, как на выходца из третьего тысячелетия, если не из сумасшедшего дома. А лазер был открыт в начале 60-х...

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100