«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 59% |
Тип 3 - утопии и романы, в которых сделана серьезная попытка изобразить позитивное будущее. Они нас интересуют в первую очередь, но их немного, и почти все, даже в самом блестящем исполнении, отдают коммунистическим душком. Таковы "Туманность Андромеды" Ефремова, "Полдень, XXII век" Стругацких, "Магелланово облако" Лема - три великие утопии, созданные в эпоху диктатуры пролетариата. Их предтечи - Моррис "Вести ниоткуда", Уэллс "Люди как боги", Итин "Страна Гонгури", Богданов "Красная звезда"; а за ними, за Ефремовым, Лемом и Стругацкими, следуют авторы помельче: Вайсе "Страна наших внуков", Мартынов "Каллистяне" и "Гость из бездны", Гуревич "Мы - из Солнечной системы" и так далее, и тому подобное. В последнее время на постсоветском пространстве и в бывших странах народной демократии утопий не пишут, а больше стараются по части "страшилок". Жаль! Коммунизм дискредитирован, но какое отношение это имеет к великим идеям Братства, Любви, Справедливости, к мечте о счастливой и достойной жизни? На мой взгляд, ровно никакого.
Утопии описывают идеализированное общество будущего, в котором высокое благосостояние сочетается с высочайшей моралью; любовь между мужчиной и женщиной там обязательно чистая и светлая (в крайнем случае - безответная и несчастная), а люди заняты творческим поиском - обычно путешествуют в другие обитаемые миры, либо обмениваясь с ними культурными достижениями, либо помогая менее цивилизованным собратьям. Благостная картина, но она будет нам полезна, если мы воспримем ее критически и не забудем о недостатках утопий. А они, в частности, таковы:
- научный и технологический прогресс человечества описан весьма примитивно: звездолеты, роботы, линии доставки чего угодно, отсутствие болезней, долгая жизнь;
- почти ничего не говорится о биологических изменениях человека - возможно, потому, что утопии не заглядывают в действительно далекое будущее, ограничиваясь сроками от ста-двухсот до тысячи лет;
- нет прогнозов относительно таких важных сторон жизни, как религия, секс, развлечения, специфические конфликты, присущие будущему.
К приведенному выше списку я добавлю пару произведений, рисующих нетривиальную картину грядущего: "Назад к Мафусаилу" Бернарда Шоу и "Конец детства" Артура Кларка. Мы ограничимся этим перечнем, чтобы выделить и проанализировать базовые идеи, которые кочуют из одного фантастического романа в другой.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||