«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 58%

Айзек Азимов и компания


         В этой главе мы попытаемся представить будущий земной мир, базируясь на произведениях писателей-фантастов. Как правило, это не единичные романы, а целые сериалы, среди которых одним из самых известных, читаемых и почитаемых, является цикл "Основание" Айзека Азимова. В связи с этим я упомянул Азимова в названии раздела, но не будем забывать, что "компания" включает не менее блистательные имена: Шоу, Уэллс, Станислав Лем, братья Стругацкие, Иван Ефремов, Андерсон, Ле Гуин, Артур Кларк, Дэн Симмонс, Джеймс Блиш. Мы рассмотрим модели будущего, представленные в романах этих и других авторов, но прежде коснемся такого вопроса: правомочно ли использовать в подобном контексте научную фантастику, а не прогнозы ученых-футурологов?
         Каких ученых?.. - спрошу я. Есть философы, экономисты, историки, социолога, биологи, медики, математики, кибернетики, физики, к которым принадлежу я сам, но футурологов нет - во всяком случае, такая профессия не включена в российскую номенклатуру специальностей. Однако футурологи существуют; они - представители различных наук, от философии до физики, которые составляют прогнозы развития тех или иных областей знания и человеческого общества в целом. Крупные писатели-фантасты тоже принадлежат к этой когорте - хотя бы уже потому, что многие из них являются учеными. Их прогнозы, особенно представленные в художественной форме, предпочтительней всех иных, так как:
         - эти прогнозы сочетают научную достоверность с мощной оригинальной фантазией;
         - они касаются всех аспектов грядущего, от социального строя и экономики до религии, искусства, секса;
         - они свободны от ограниченности, присущей чисто научным трудам, что обусловлено самой их литературной формой;
         - наконец, они позволяют обратиться к столь отдаленному будущему, куда не всякий футуролог рискнет заглянуть.
         Проще говоря, те лица, в душе и разуме которых соединились талант ученого и дар писателя-фантаста, много смелее своих коллег-футурологов. Мы можем с полным основанием прислушаться к ним, чтобы сделать затем какие-то выводы о реальном, а не фантастическом грядущем. Потупа (ист. 20) разделяет данное мнение и называет масштабные романы о будущем "панорамной фантастикой", подчеркивая, что "панорамная фантастика, требующая огромной исследовательской работы, глубокого системного видения мира, - одно из уже действующих проявлений автоэволюционного процесса" (согласно (ист. 20), автоэволюционная цивилизация - такая, которая эффективно регулирует эволюционный процесс в масштабах всей планеты или всего своего ареала существования).
         Перед тем, как обратиться к анализу литературных миров, нам необходимо выбрать наиболее значимые произведения, то есть осуществить хотя бы приблизительную их классификацию. В фантастике эта задача уже решена, и я воспользуюсь традиционной схемой.
         Тип 1, наиболее распространенный, - проекция прошлого или настоящего в будущее. Социальная структура будущего общества представлена как межзвездная империя, демократическая федерация, религиозная теократия, феодальный или рабовладельческий строй - то есть как одна из форм государственного устройства, хорошо известная на Земле. Чаще всего такие измышления автора являются лишь фоном для описания галактических войн, межзвездных авантюр, похищений красавиц-принцесс и героических деяний суперменов. Как правило, все это весьма примитивно и наивно, и потому мы не будем рассматривать "космические оперы" Гамильтона, "Дока" Смита, Снегова, а также "Стальную Крысу" Гаррисона и "Полисотехническую Лигу" Андерсона. Нас интересуют лишь наиболее серьезные из этих произведений, где есть намек на нетривиальные моменты и конфликты, которые будут существовать в грядущую эпоху. К числу значимых произведений я отношу "Основание" Азимова, Хейнский цикл Ле Гуин, "Города в полете" Блиша и романы Дэна Симмонса о Гиперионе и Эндимионе.
         Тип 2 - антиутопии, или предупреждения. Их довольно много, и эта разновидность имеет свою классику - "Машина времени" Уэллса, "Мы" Замятина, "О дивный новый мир" Хаксли и свои великие вершины - "Час Быка" Ефремова, "Обитаемый остров" Стругацких, "Эдем" и "Возвращение со звезд" Станислава Лема, "451ш по Фаренгейту" Брэдбери. Но большей частью антиутопии - пустые "страшилки", не содержащие сколь-нибудь достоверных элементов будущего. Это одна из причин, по которой я не буду рассматривать такие произведения; вторая же состоит в том, что я - разумный оптимист, и в первую очередь интересуюсь позитивными моделями будущего. К этому есть основательная причина: ведь пришельцы, согласно Постулатам 1 и 2, существуют, процветают и даже добрались до наших палестин. Значит, никаких ужасов, вроде описанных в "страшилке" Геворкяна "Времена негодяев", с ними не случилось - как, надеюсь, не случится с нашими потомками.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100