«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 77% |
Но всё равно остаётся вопрос - зачем?
Акимов обладал связями с ВПК, и кроме того, за годы исследований он как исследователь-практик заручился поддержкой многих исследовательских групп по всей стране. При этом до 1991 года кажущиеся фантастическими результаты его исследований действительно почти не освещались в академической научной периодике - да он и не стремился к этому. Он оказался неподконтролен, он был вне системы Гинзбурга. Когда запахло жареным, и к 1991 году была согласована программа исследований торсионных полей до 1995 года (видимо, именно при обсуждении этой программы Акимов говорил, что потребуется 500 млн. руб, и именно про суммы из этой программы в стадии согласования говорил Александров), академия наук почувствовала в лице Акимова мощного конкурента в борьбе за ресурсы. А когда к Акимову примкнул ещё один независимый физик - Шипов, объясняющий на фундаментальном уровне результаты Акимова, для безраздельного властвования Академии наук в фундаментальных исследованиях возникла реальная угроза.
Вот титульный лист согласованной комплексной программы по проблеме "Торсионные поля, торсионные методы, средства и технологии" институтов АН СССР и ГКНТ СССР:
Судя по выделению спин-торсионного направления в особое по значимости, и по созданию под него отдельной организации - МНТЦ ВЕНТ в конце июня 1991 года (Приложение 1), намерения у организаторов этой программы были серьёзные.
Гинзбург нанёс удар, спешно организовав заседание сначала Бюро Отделения общей физики и астрономии АН СССР, а затем комиссии в Верховном Совете в начале июля 1991 г, и выступив там против Акимова. Сложно сказать, что нанесло финансированию торсионных исследований более сильный урон - постановление этого заседания, или развал СССР спустя пару месяцев.
Затем, обнаружив, что это не помогло, и результаты Акимова и Шипова стали распространяться даже через СМИ, руководство РАН в 1997 году возобновило кампанию по уничтожению торсионных исследований сразу по нескольким фронтам:
- создание КБЛ как запретительного органа, от имени которого можно было бы перекрывать финансирование неугодных исследований,
- запрет на патентование торсионных технологий через ФИПС (вспомним публикацию Полищука в патентном вестнике - там говорится о ста заявках по торсионной тематике),
- создание отрицательного мнения к теории Шипова среди физиков (и это было сделано через публикацию "фельетона" Рубакова в УФН),
- запрет на публикации торсионщиков - через прямое управление редакциями физических изданий,
- клеветническая кампания в Интернет - через Конкретного, а в газетах и научной периодике - через Круглякова и Александрова,
- всё это с использованием сильного административного давления на исследователей и руководство организаций со стороны Миннауки - через Фортова, и со стороны РАН - через Круглякова.
Практически всё это удалось. Однако академия наук не смогла добиться заветной цели: закрепления на законодательном уровне контроля над всеми денежными потоками, которые идут на наукоёмкие разработки. КБЛ так и осталась громким, но нелегитимным органом, и руководству РАН каждый раз приходится затрачивать серьёзные усилия для перекрытия финансирования новых научных направлений. Видимо, правительство до сих пор прекрасно осознавало, что если бы РАН дали карт-бланш на запрет неугодных ей технологий, это сразу бы парализовало инновации, особенно в прорывных технологиях, и привело бы к увеличению коррупции в наукоёмких отраслях.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||