«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
Прочитано: 60% |
Если маленькие отряды Красной армии, в большинстве случаев хозяйственные подразделения тыла и снабжения, останавливались в таких сёлах, то случалось, что солдат убивали топорами и их трупы зарывали за околицей. Такие "бандеровские курени", которые действовали относительно автономно, сохраняли свои структуры до конца войны и после неё. Эти локальные военные "группы самообороны" старались, чтобы едва ли хоть один сочувствующий или участник советской системы 1939-1941 остался в живых.
Многие сёла и местечки находились под опекой и, соответственно, под "защитой" УПА. УПА, которая располагала собственной службой безопасности и разведкой, использовала для каждых нескольких домов деревни или городка своих "соглядатаев" (шпионов), сообщавших о поведении сельских жителей. Как только кто-то из них выражал сочувствие Красной армии или Советскому Союзу, бандеровцы ночью сжигали его дом.
Н.К. Попель пишет: "Магической силой воздействия обладали крестьянские росписи кровью под клятвой мстить за погибших. Стоило бандеровцам явиться, напомнить о клятве, и человек покорно шёл за ними.
Списки эти хранились в сундучках, зарытых в большие холмы, которые за годы войны появились при въезде чуть ли не в каждое село. Оуновцы утверждали, что такие холмы - памятники героям борьбы за "вильну" Украину, а крестьянская роспись кровью - знак готовности продолжать борьбу".
Эти могильные холмы, создававшиеся для убитых польской полицией националистов в 1930-х годах в духе старой традиции казаков, украинские националисты называли "памятниками украинской освободительной борьбы", их освящали греко-католические священники, передавая этим "святость" мученикам ОУН.
При продвижении Красной армии "могильные насыпи" можно было увидеть у входа почти в каждую деревню. Когда политработники узнали о "тайне" этих холмов, красноармейцы срывали холмы и на глазах у всего села уничтожали списки. Крестьяне могли вздохнуть свободнее: "клятва" утрачивала мистическую силу.
Наряду с закоренелыми "бандеровцами" в этом регионе были также и такие группы вооружённых приверженцев УПА, которые отделились от неё, и были приняты в Красную армию. И среди беднейших из бедных тоже были те, кто сочувствовал Советскому Союзу. С помощью одной такой сочувствующей женщины удалось арестовать одного функционера ОУН(б). Андрий Дорошенко был членом Центрального провода ОУН(б) и отвечал за территорию вокруг Черновцов. Дорошенко принадлежал к высшим функционерам ОУН(б), к которым её служба безопасности приставляла адъютанта, исполнявшего обязанности секретаря, телохранителя и радиста. Его важность подчёркивало также то, что он в момент ареста раскусил ампулу с цианистым калием. Однако Дорошенко выжил, после того, как его вырвало.
Дорошенко окончил университет во Львове и из-за дискриминации украинцев поляками стал рьяным приверженцем ОУН. Он выступал за "чистую Украину" и был против смешивания поляков, украинцев, русских и евреев. В немцах он видел "меньшее зло". Гитлер всё равно не смог бы удержать захваченные области, и тогда пришёл бы час украинцев, полагал он.
Дорошенко был одним из немногих ведущих функционеров украинских националистов, которые позже стали на сторону Советского Союза и участвовали в ведении пропаганды против ОУН.
(Автор пользуется тут мемуарами Николая Кирилловича Попеля "Танки повернули на запад". - Прим. перев.)
«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
| ||||||||