«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 77%


         Румыны не изображали из себя или почти не изображали "расу господ", и, по правде говоря, они и немцы недолюбливали друг друга (исключением являлись разве что лишь высшие сферы). Победители и побеждённые нашли общий язык на почве бизнеса и "чёрного рынка". Но ни украинцы и русские, ни румыны не могли в конце концов долго принимать Транснистрию всерьёз. В течение одного года (до Сталинграда) - но не дольше - ещё могло казаться, что румыны обосновались здесь надолго. Но потом многим энтузиастам "свободного предпринимательства" среди одесситов пришлось действовать гораздо осторожнее, сотрудничая с новыми хозяевами. К тому же после поражения румынских войск на Дону оккупанты явно впали в уныние и всё больше боялись, что немцы вообще выкинут их из Транснистрии. Все знали, что даже Антонеску возмущался теперь неизменно возраставшими требованиями Гитлера, которому нужны были всё новые и новые партии румынского пушечного мяса.
         Что делала в Одессе сигуранца? Многие одесситы утверждали, что она была не лучше гестапо и что, помимо расстрелянных ею 40 тыс. евреев на так называемом Стрельбище {В 1941 г. в Одессе имелось свыше 150 тыс. евреев, однако около двух третей их было эвакуировано морем вместе с большей частью советских войск и многими другими жителями города. Когда в июне 1944 г. я посетил город Ботошаны на занятой Красной Армией территории Румынии, я нашёл здесь многочисленное еврейское население, которое румыны, несмотря на требования немцев, не уничтожили. В связи с этим вопросом в румынском правительстве имели место некоторые разногласия. (См.: Ritlinger. The Final Solution. London, 1953. p. 404.)}, она уничтожила, особенно в первый период оккупации, ещё около 10 тыс. человек, в числе которых было много коммунистов, людей, заподозренных в том, что они коммунисты, и заложников, схваченных после того, как на улицах кто-то стрелял в румынских офицеров или где-то были брошены бомбы и т.д. Единственным смягчающим обстоятельством для сигуранцы являлась её чрезвычайная продажность. Пользуясь ею, многие евреи, которым это было по средствам, приобретали "арийские" документы или по крайней мере получали разрешение уехать в деревню. Есть доказательства того, что, хотя румыны готовы были и сами убивать евреев, они оказывали сопротивление немецкому "вмешательству" в Одессе.
         В Одессе много рассказывали о советском подполье, которое действовало из запутанного лабиринта одесских катакомб - подземных коридоров, протянувшихся на десятки километров в длину, иногда на глубине до 30 метров под землёй. О "единственных в мире городских партизанах" и некоторых их коммунистических руководителях, таких, как С.Ф. Лазарев, И.Г. Илюхин и Л.Ф. Горбель, которые действовали на протяжении всего периода румынской оккупации, держа захватчиков в состоянии вечного страха, было написано к концу войны (особенно В. Катаевым {См.: Катаев В. За власть Советов. М., 1949.}) много романтических историй. Создаётся впечатление, что на деле советское подполье в Одессе использовало катакомбы (а потайные входы в них вели из многих зданий) только в случаях крайней необходимости и что, хотя там были спрятаны некоторые запасы продовольствия и оружия, лишь очень незначительное число людей фактически жило в катакомбах в течение сколько-нибудь продолжительного времени.
         Можно, однако, с уверенностью сказать, что с конца 1943 г. (но не раньше), и особенно в последний месяц немецкой оккупации, катакомбы приобрели гораздо большее значение. Благодаря усилиям советских подпольных организаций они стали прибежищем для одесской молодёжи, которой грозила высылка, и для многих эльзасцев, поляков и особенно словаков, дезертировавших из германской армии. Некоторые из партизанских руководителей, встреченных мной в Одессе вскоре после её освобождения, утверждали, будто в катакомбах скрывалась хорошо вооружённая десятитысячная армия, а её вооружение было по большей части куплено у румынских и немецких солдат на "чёрном рынке"; будто в катакомбах был развёрнут "катакомбный госпиталь" с "12 хирургами и 200 человек обслуживающего персонала"; и, наконец, будто там имелась не только "катакомбная пекарня", но даже и "катакомбная колбасная фабрика". Всё это, однако, отнюдь не является достоверным и должно приниматься с серьёзными оговорками. Я лично увидел в катакомбах лишь несколько пулемётных гнёзд, прикрывавших важнейшие входы, некоторое количество неприкосновенных запасов продовольствия, ряд артезианских колодцев и складов оружия. Вполне возможно, что в последние критические недели в катакомбах и вправду скрывалось несколько тысяч человек. Однако серьёзные советские послевоенные исследования, посвящённые истории войны, уделяют "партизанам из катакомб" очень мало внимания и, уж конечно, не изображают их как крупную подпольную армию, которая (как уверяли меня 14 апреля 1944 г. некоторые руководители партизан) "была в состоянии занять Одессу и вышвырнуть из неё немцев, если бы Красная Армия не подоспела вовремя".

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100