«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 41%


         12 августа, когда положение на фронтах представлялось особенно отчаянным, в Москву прибыл Черчилль. На Северном Кавказе советские войска отступали по всему фронту, а немцы приближались к Сталинграду и севернее этого города вот-вот должны были прорваться к Волге.
         После недолгого англо-советского "медового месяца", апогеем которого была сессия Верховного Совета 18 июня, отношения между обеими странами стали быстро ухудшаться. Переписка между Черчиллем и Сталиным, особенно в июле и начале августа, свидетельствует об усиливавшемся и растущем раздражении обеих сторон. Причиной его были разногласия по трём основным пунктам: второй фронт, отправка конвоев в Северную Россию и судьба поляков.
         Черчилль всё более скептически относился к возможности посылки конвоев в Мурманск и Архангельск. Уже 20 мая он писал, что конвой PQ-16 из 35 судов отбыл в СССР, но что "в случае, если нам опять не будет благоприятствовать погода, затрудняющая действия немецких воздушных сил, то нам следует ожидать, что большая часть пароходов и военные материалы, находящиеся на них, будут потеряны". В связи с этим он предлагал, чтобы русские попытались бомбардировать немецкие военно-воздушные базы в Северной Норвегии. Сталин ответил, что русские сделают всё возможное, чтобы обеспечить конвою прикрытие с воздуха, но обошёл молчанием предложение Черчилля относительно бомбардировки немецких аэродромов в Норвегии. У советской авиации явно не было необходимых для этого бомбардировщиков.
         27 из 35 судов, входивших в конвой PQ-16 (я прибыл в Россию с этим конвоем), благополучно добрались до Мурманска, но следующий конвой - PQ-17 постигла катастрофа. Черчилль написал 18 июля Сталину длинное письмо. Он напомнил, что Англия начала отправлять в Россию небольшие конвои ещё в августе 1941 г. и до декабря немцы их не трогали. Однако в дальнейшем положение весьма осложнилось. В феврале 1942 г. немцы перебросили в Северную Норвегию "значительные силы подводных лодок и большое количество самолётов". Тем не менее конвои "проходили с различными, но допустимыми потерями". Недовольные достигнутыми результатами, немцы послали на север свои надводные корабли.
         "Перед отправкой майского конвоя Адмиралтейство предостерегало нас, что потери будут очень тяжёлыми, в случае если, как это ожидалось, немцы используют свои надводные корабли к востоку от острова Медвежий. Мы решили отправить конвой. Нападения надводных кораблей не произошло, и конвой прошёл, потеряв одну шестую часть своего состава, главным образом в результате нападений с воздуха. Однако в случае с последним конвоем под номером PQ-17 немцы наконец использовали свои силы таким образом, которого мы всегда опасались... В настоящий момент в Архангельск прибыли только четыре парохода, а шесть других находятся в гаванях Новой Земли. Последние, однако, могут по отдельности подвергнуться нападению с воздуха" {Черчилль умалчивает о том, что главной причиной катастрофы, постигшей конвой PQ-17, было грубо ошибочное решение начальника английского военно-морского штаба адмирала Д. Паунда, который из-за боязни встречи английских военных кораблей с немецким линкором "Тирпиц" отозвал с полпути обратно крейсеры и эсминцы сопровождения. Оставленные на произвол судьбы торговые суда подверглись яростным атакам фашистской авиации и подводных лодок. В результате противник потопил 23 транспортных судна из 34. С другой стороны, характерно, что, как указывает А. Верт, два крейсера, сопровождавшие майский конвой PQ-16, тоже его покинули на полпути после первого налета немецких бомбардировщиков. - Прим. ред.}.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100