«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
Прочитано: 36% |
Многие на Западе склонны рассматривать всё, что печаталось в СССР во время войны, "только как пропаганду", и что истинную правду можно найти только в нынешних, послевоенных исторических трудах. Для тех, кто, как я сам, жил в то время в Советском Союзе, нынешние советские исторические работы об этом периоде выглядят чересчур упрощённо.
В моём московском дневнике, который я цитирую в книге "Год Сталинграда", я отмечал в высшей степени накалённую атмосферу того лета; её можно было ощутить даже на обычном концерте из произведений Чайковского; каждый чувствовал, что всей русской цивилизации грозит ныне смертельная опасность. Помню, как в один из самых тяжёлых дней июля 1942 г. люди вокруг меня плакали, когда звучала знаменитая тема любви в увертюре-фантазии Чайковского "Ромео и Джульетта". Странно, конечно! Но так действительно было.
Чувством грозящей смертельной опасности проникнуто и стихотворение "Мужество", которое написала Анна Ахматова (хотя опубликовано оно было только год спустя):
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
{Ахматова Анна. Стихотворения (1909-1960). М., 1961. с. 205}.
Именно в то лето в Москве была впервые исполнена знаменитая "Ленинградская симфония" Шостаковича. Впечатление, которое производила на слушателей её первая часть, рассказывающая о немецком наступлении - продолжавшемся ещё и в то время, - было поистине ошеломляющим.
«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»