«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 22%


         Некоторые лучшие поэтические произведения, отражавшие глубокую душевную тревогу советских людей в первые месяцы войны (хотя и неизвестные тогда, так как они были опубликованы только в 1945 г.), написал Борис Пастернак:


         Вы помните ещё ту сухость в горле,
         Когда, бряцая голой силой зла,
         Навстречу нам горланили и пёрли
         И осень шагом испытаний шла?


         "Горланящая и прущая" "голая сила зла", как выразился Пастернак, - разве не ту же мысль о чём-то похожем на "вторжение марсиан" внушала и страшная, нечеловеческая тема "Ленинградской симфонии" Шостаковича? Сейчас она может показаться шумной, мелодраматичной, перегруженной повторениями (одна и та же тема звучит в ней всё громче и громче не менее одиннадцати раз), и всё же как документальное свидетельство о 1941 г., как отражение чувства, что на Советский Союз обрушилась "голая сила зла" - колоссальная, надменная, бесчеловечная сила, - она почти не имеет себе равных.
         Плач о земле Русской принимал и другие формы. Зимой 1941-42 г. огромную популярность приобрели стихотворения Константина Симонова, например то из них, в котором он нарисовал трагическую картину отступления из Смоленской области и в котором имеются такие строки:


         Как будто за каждою русской околицей,
         Крестом своих рук ограждай живых,
         Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
         За в бога не верящих внуков своих.
         Ты знаешь, наверное, всё-таки родина -
         Не дом городской, где я празднично жил,
         А эти просёлки, что дедами пройдены,
         С простыми крестами их русских могил.

«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»


Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100