«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
Прочитано: 22% |
Некоторые лучшие поэтические произведения, отражавшие глубокую душевную тревогу советских людей в первые месяцы войны (хотя и неизвестные тогда, так как они были опубликованы только в 1945 г.), написал Борис Пастернак:
Вы помните ещё ту сухость в горле,
Когда, бряцая голой силой зла,
Навстречу нам горланили и пёрли
И осень шагом испытаний шла?
"Горланящая и прущая" "голая сила зла", как выразился Пастернак, - разве не ту же мысль о чём-то похожем на "вторжение марсиан" внушала и страшная, нечеловеческая тема "Ленинградской симфонии" Шостаковича? Сейчас она может показаться шумной, мелодраматичной, перегруженной повторениями (одна и та же тема звучит в ней всё громче и громче не менее одиннадцати раз), и всё же как документальное свидетельство о 1941 г., как отражение чувства, что на Советский Союз обрушилась "голая сила зла" - колоссальная, надменная, бесчеловечная сила, - она почти не имеет себе равных.
Плач о земле Русской принимал и другие формы. Зимой 1941-42 г. огромную популярность приобрели стихотворения Константина Симонова, например то из них, в котором он нарисовал трагическую картину отступления из Смоленской области и в котором имеются такие строки:
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждай живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.
Ты знаешь, наверное, всё-таки родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти просёлки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»