«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 9% |
Тяжёлым было положение в приграничных военных округах в тот день, 22 июня. Пропускная способность железных дорог в новых приграничных районах, вошедших в состав СССР начиная с 1939 г., была в три-четыре раза ниже, чем на германской стороне. Строительство укреплений вдоль новых границ также находилось в июне 1941 г. лишь в начальной стадии. Летом 1940 г. был разработан план укрепления западной границы, но он был рассчитан на несколько лет. Укрепления на старой границе (1938) были демонтированы, на новой же к началу войны было построено только несколько сот долговременных огневых точек и орудийных позиций. План строительства противотанковых рвов и других противотанковых и противопехотных препятствий был выполнен лишь на 25%. Немцы, конечно, прекрасно знали об этих укреплениях, аэродромах и т.п. "История войны" упоминает не только о засылке немцами начиная с 1939 г. многочисленных разведывательных групп на территорию СССР, но и о более чем 500 нарушениях советского воздушного пространства германской авиацией, из которых 152 имели место в первую половину 1941 г. Во избежание осложнений с Гитлером пограничные войска, согласно "Истории войны", получили строгий приказ не сбивать германские разведывательные самолёты над советской территорией.
В советской "Истории войны" делается многозначительный вывод, что у советского Генерального штаба имелись совершенно разумные планы, согласно которым граница должна была стать гораздо менее уязвимой к концу 1941 - началу 1942 г., но что в условиях угрозы со стороны Германии в 1941 г. всё делалось слишком медленно и слишком поздно. Далее следует утверждение, что ни Генеральный штаб, ни Наркомат обороны не проявили бы такой некомпетентности, если бы не совершенно необоснованные репрессии "в отношении руководящих командных и политических кадров в 1937-1938 гг.".
Упоминание о Тухачевском и других жертвах чистки, разумеется, даёт крайне неполное представление о действительном положении: следует учесть, что временно или окончательно было устранено не менее 15 тыс. офицеров, то есть около 10-15%, но среди старшего и высшего командного состава этот процент был ещё более высоким.
Положение по советскую сторону границы составляло, конечно, разительный контраст с тем, что происходило на германской стороне. Здесь с середины 1940 г., то есть ещё до того даже, как "план Барбаросса" был окончательно принят (он был принят 18 декабря 1940 г.), немцы тщательно готовили почву для возможного нападения на Советский Союз. В течение года, предшествовавшего вторжению, были построены шоссейные дороги, в том числе автострады, железные дороги и широкая сеть аэродромов; в течение этого же периода немцы построили или усовершенствовали в Польше не менее 250 аэродромов и 50 взлётно-посадочных полос для своих смертоносных "хейнкелей", "дорнье" и "мессершмиттов".
По словам немецкого хроникёра, "в июне 1941 г. миллионы немецких солдат ворвались в Россию без энтузиазма, но со спокойной уверенностью в победе" {Philippi, A., und Heim, F. Der Feldzug gegen Sowjetrussland, 1941 bis 1945: Ein operativer Ueberblick. Stuttgart: W. Kohlhammer. S. 11.}.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»