«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 57%


         У многих испытуемых кривая тотчас же (В) или постепенно (А) начинала спускаться, что свидетельствует о резкой выраженности у них идеомоторных актов. Такие лица могут быть хорошими проводниками в опытах "чтения мускулов". У других испытуемых после получения инструкции характер кривой вовсе не изменялся (Е) или покачивания усиливались в обе стороны (С), а в некоторых случаях наблюдалась даже извращенная реакция: качательные движения уменьшались (D). Это значит, что такие испытуемые проявляли негативное отношение к данной им инструкции, бессознательно задерживая даже те слабые качательные движения, которые регистрировались до получения инструкции. Понятно, что такие испытуемые не годились для опытов "чтения мускулов" (см. Л. Л. Васильев и Г. Ю. Белицкий. "О типах протекания идеомоторной реакции", "Бюллетень экспериментальной биологии и медицины", т. 17, вып. 1-2, 1944, стр. 26).
         Что никакого "чтения мыслей" в описываемых опытах не происходит, свидетельствует еще и тот факт, что, когда исключена возможность присутствия на опытах сообщников, самый лучший отгадчик ничего не сделает без контакта с проводником. На публичных демонстрациях опыты без контакта иногда удаются, но тут нет никакой гарантии того, что они проводятся безупречно, без посторонней помощи (В. Г. Мессинг дает этому другое объяснение: "Я часто выполняю мысленные задания без непосредственного контакта с индуктором и даже с завязанными глазами. Здесь указателем мне может служить частота дыхания индуктора, биение его пульса, тембр голоса, характер походки и т. д.". См. статью В. Г. Мессинга "Чтение мускулов, а не мыслей" в журн. "Техника-молодежи", 1960, N 1, стр. 32). Кроме того, выполняя самые сложные двигательные задания, отгадчики отказываются от самых простых заданий образного характера. Например, отгадать такие задуманные зрительные образы, как "красная роза", "белая лошадь" или что-либо в этом роде, эстрадные "чтецы мыслей" уже неспособны, так как тут даже самое изощренное улавливание идеомоторных сигналов помочь делу не может.
         Опыты с "чтением мыслей" и их научное истолкование способствовали оживлению интереса к так называемой телепатии - старинному представлению о том, что психические переживания одного человека могут при некоторых условиях передаваться на расстояние другому человеку, причем такая передача происходит якобы непосредственно от мозга к мозгу, без участия внешних органов чувств.
         Идеалисты выдвигают явление так называемой передачи мысли как "доказательство" самостоятельности психического начала, возможности существования психики вне мозга, независимо от материи. Мысль, по их мнению, может выделяться из мозга и, не подчиняясь категориям времени, пространства, причинности, каким-либо законам природы, передаваться другому мозгу. В этом якобы и состоит "непосредственная передача мысли", иначе - "мысленное внушение". Совершенно очевидно, что такое представление по существу не отличается от первобытного анимизма и в корне противоречит всем достижениям подлинно.научной физиологии и психологии. Эти науки неоспоримо доказывают, что мысль, как и вся психика, всего лишь свойство высокоорганизованной материи, возникшее на определенной ступени ее развития, и неотделима поэтому от своего субстрата - мозга, так же как неотделима, например, белизна лежащего передо мной листа бумаги от самой этой бумаги.
         В идеалистическом толковании вопрос о мысленном внушении теряет всякий научный смысл, превращается в суеверие. Надо, однако, сказать, что существует еще и другой подход к данному вопросу; он не таит в себе ничего ненаучного, мистического и может быть проверен строго проведенными опытами. Выдающиеся ученые-физики и неврологи, отнюдь не идеалисты (например, В. М. Бехтерев и П. П. Лазарев), допускали возможность мысленного внушения, понимая его как "мозговое радио", как результат передачи электромагнитной энергии от одного функционирующего мозга к другому. Когда выступаешь с публичными лекциями на такие темы, как "Сон и сновидения", "Гипноз и внушение", "Мозг и психика", едва ли не большая часть подаваемых слушателями записок касается именно этого вопроса: возможна ли телепатия, существует ли "мозговое радио"? При этом вопрошающие нередко приводят "замечательные случаи" из своей собственной жизни или из жизни родных и знакомых, излагая их иногда с явным налетом религиозных или оккультных представлении.
         Мы считаем поэтому нужным посвятить следующую главу рассмотрению современного решения наукой вопроса о мысленном внушении и связанных с ним суеверных представлениях.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100