«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

не прочитано
Прочитано: 0%

I. Таинственные явления психики как источник суеверий


         В былые времена, когда науки о природе и человеке находились в младенческом возрасте, все необычайное представлялось людям загадочным, таинственным, порождало суеверия и предрассудки. Человек сам себе казался беспомощным перед природой, преисполненной тайн и чудес. Солнечные и лунные затмения, кометы, метеоры, сильные бури - все пугающие своей необычайностью космические и метеорологические явления принимались за знамения грядущих войн, голода, мора и иных народных бедствий.
         В классовом обществе этот страх углубляется еще и тем, что трудящийся человек находится под гнетом правящих классов, является игрушкой в их руках и жизнь его может быть в любую минуту поставлена на карту во имя корыстных целей завоевателей-феодалов или эксплуататоров-капиталистов. Незнание законов развития человеческого общества закрепляет, таким образом, страх перед непонятными явлениями природы и превращает суеверия в средство духовного закабаления народных масс.
         Другим источником суеверий были грозные или необъяснимые явления биологического характера. Эпидемии оспы, холеры, чумы и других повальных болезней, которые в древности опустошали население целых стран, представлялись наказанием разгневанного бога, кознями дьявола или колдовскими деяниями чародеев и ведьм. Душевные болезни, носившие порой характер "психических эпидемий", толковались как одержимость злым духом, как беснование, порча, "сглаз", результат магических операций. По приблизительным подсчетам, в средние века на кострах и от пыток погибло около девяти миллионов человек, обвиненных в сношениях с дьяволом. Последний костер инквизиции, спаливший "колдуна", погас в Испании в 1780 г.
         Отзвуки этих некогда грозных суеверий сохранялись в нашей стране вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции в форме кликушества, знахарства, ворожбы, веры в приметы и амулеты, веры в судьбу ("что кому на роду написано") и т. п.
         Еще и в настоящее время на страницах наших газет нет-нет да и появляются заметки о единичных прояв лениях тех или иных разновидностей народного суеверия. Так, совсем недавно сообщалось о том, как в городе Орске некая Тамара Петровна под видом "колдуньи" знахарскими приемами "лечила" молодых девушек от "порчи", вымогая у них деньги и вещи (cм. "Комсомольская правда", 24 декабря 1958 г.). Мне известен подобный же случай, не так давно имевший место в таком культурном центре, как Ленинград.
         А вот пример слепой веры, граничащей с изуверством: женщину - мать двоих детей оставил муж, и она надеялась, ползая на коленях вокруг "святого" озера, с "божьей помощью" вернуть его. Когда эту женщину привезли в больницу, она едва могла стоять на ногах, колени ее были разбиты и окровавлены (см. "Звезда", 1958, N 12).
         Марксистско-ленинская философия показала, что источником суеверий и предрассудков является не только незнание людьми действительных законов природы, не только создаваемая капиталистической эксплуатацией темнота и нищета масс. Анархия капиталистического производства сама по себе порождает чувство беспомощности человека перед отчужденными от него силами общественного развития, и это чувство предрасполагает к мистическому восприятию действительности.
         Великий научный подвиг К. Маркса и Ф. Энгельса состоит, в частности, и в том, что, открыв действительные законы развития человеческого общества, они тем самым создали предпосылки для ликвидации религиозно-мистических предрассудков в этой области.
         В Советском Союзе суевериям объявлена непримиримая война. Весь наш общественный строй, планомерное, повседневное распространение политических и научных знаний в массах ведут к окончательному искоренению лженаучных представлений о природе, человеке и обществе. Источники очень многих предрассудков и суеверий у нас, можно сказать, уже иссякли: кто из советских граждан придает мистическое значение таким, например, явлениям, как солнечное затмение или эпидемия гриппа!
         На фронте идеологической борьбы с суевериями остается, однако, участок, требующий особого внимания. Мы имеем в виду суеверия, порождаемые наивным, обывательским пониманием некоторых реально существующих явлений нервно-психического характера.
         Явления эти относятся преимущественно к области сумеречных состояний сознания и различных двигательных автоматизмов. Одни из них весьма обыденны или довольно часто встречаются, например сновидения, различные проявления самовнушения и внушения в состоянии бодрствования. Другие, напротив, встречаются изредка, но тем сильнее действуют на воображение. Сюда относятся галлюцинации, случаи различных видов гипнотического сна и некоторые другие психопатологические явления, наблюдаемые главным образом у лиц, в большей или меньшей степени страдающих истерией.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100