«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 94%

Программа подкрепления


         Психолог Б.Ф. Скиннер показал, в каких условиях организм, реагируя на внешнее раздражение, учится новому поведению. Мы знаем также, при каких условиях такое обучение становится необратимым. Эти условия очень похожи на схему, которой с давних пор придерживается феномен НЛО: значительная активность с последующими периодами спокойствия, создающими впечатление полного его исчезновения. Пытается ли феномен обучить нас чему-то? При каждой новой волне наблюдений социальное воздействие становится более значимым. Растет число людей, завороженных космосом и новыми границами самопознания. Появляется все больше книг и статей, ориентирующих нашу культуру на новый образ человека.
         Скиннер полвека работал над изучением поведения и механизмов его изменения. В экспериментах ученого, вызвавших горячие дискуссии, акцент делался на наблюдениях за крысами, голубями и другими животными в ситуациях подкрепления навыков. (Я благодарен мистеру Фреду Бекмэну из Чикагского университета и профессору Дугласу Прайс-Уильямсу из Калифорнийского университета, подсказавшим мне, что эти исследования могут быть интересными при обсуждении человеческих реакций на НЛО).
         Использование программ подкрепления быстро распространяется... Техника, основанная на этих программах, была применена к большому числу видов. Удивительные результаты были получены, в частности, при применении комплексных программ к таким различным живым существам, как голуби, мыши, крысы, собаки, кошки и обезьяны. На человеческом уровне анализ программ оказался полезным при изучении поведения психически больных людей и при подготовке разного рода методик обучения для здоровых... Возможны и другие многообещающие сферы применения для решения проблемы контроля человеческого поведения, в частности в праве и пенологии, религии, промышленности, а также в коммерции.
         Этот фрагмент взят из довольно специальной книги "Схемы подкрепления", написанной Чарлзом Фёрстером и Б.Ф. Скиннером, работы которых финансировались Бюро военно-морских исследований.
         Хотя сами эксперименты были довольно сложными, результаты Фёрстера и Скиннера можно резюмировать в нескольких фразах. Глубоких изменений в поведении животных (и человека) можно добиться избирательным подкреплением некоторых действий, например давая пищу голубю лишь тогда, когда он нажмет на определенный рычаг. Однако одни подкрепления более эффективны, чем другие. Если тренировка слишком однообразна и монотонна, то обучаемый останавливается в своем развитии и даже возвращается на более низкую стадию. Наилучшая программа подкрепления комбинирует периодичность и непредсказуемость. В этих условиях обучение идет медленно, но непрерывно и приводит к высшему уровню адаптации. И он уже необратим. Интересно отметить, что схема волн НЛО имеет такую же структуру, как и программа подкрепления.
         Я нашел в своем архиве статью из одной американской газеты, предлагающей комментарий по поводу нереальности НЛО: "Они не нападают на нас. Они не влияют на нашу повседневную жизнь. Они не помогают нам решать различные проблемы. Они не принесли нам ничего ощутимого. Конечно, то здесь, то там они заставляют людей переживать, но бури и смерчи делают то же самое. Как социальный фактор этот феномен не имеет никаких последствий". Журналист, написавший эту статью, разумеется, отчасти прав. Но он забыл одну вещь: человеческой жизнью правит не череда упражнений, направленных на разрешение тех или иных проблем, а воображение и миф, которые подчиняются строгим законам, а те в свою очередь управляются системами контроля. Если НЛО действуют на мифологическом и духовном уровне, то их деятельность невозможно обнаружить обычными методами.
         Если феномен НЛО действует так же, как и программа подкрепления Скиннера, по методу наименьшего затухания, то обучение займет много времени, но уже никогда не забудется. И может так статься, мы никогда не встретимся с нашими учителями.
         Как проверить, действительно ли существует подобное положение вещей? Мы постоянно должны выявлять первичные эффекты. Мы должны продолжать изучение следов посадок, опрашивать очевидцев и "похищенных", вводить в компьютеры все детали наблюдений и вглядываться в небеса оптическими и радиотелескопами. Но эта деятельность окажется абсолютно бесполезной, если она не будет сочетаться с изучением вторичного влияния - изменения нашего видения мира, происходящего под воздействием этого феномена. Феномен, который сам себя отрицает, который уничтожает все доказательства своего существования, нельзя обуздать грубой технической силой. Если логика феномена НЛО - это металогика, то бесполезно, отдавшись без остатка религиозному чувству, собираться вокруг чайной ложки, погнутой медиумом, и ждать в темноте космических посланий. Будут приведены в негодность и другие кухонные принадлежности, и, конечно, космические послания не заставят себя ждать! Но всякое ожидание наивысшей мудрости останется тщетным, так как послания окажутся бессвязными и умышленно ложными.
         Если феномен хочет заставить нас отклониться от пути обучения, то у него нет другого выбора, кроме как вводить нас в заблуждение. Когда Скиннер создает машину, кормящую крысу только тогда, когда она нажимает на нужный рьгааг, он точно так же сбивает ее с толку. Но если крыса не будет нажимать на нужный рычаг, дело кончится тем, что ею овладеет острое чувство голода. Человек испытывает чувство голода по отношению к знаниям и силе, и, если за НЛО стоит какая-то форма разума, она должна учитывать это. Мы склонны забывать, что у нас тоже нет выбора: в конечном счете мы должны изучать НЛО, а это изучение в свою очередь неизбежно внесет свой вклад в подкрепление.
         Такая цивилизация, как наша, ориентированная на технический прогресс, не может позволить себе долго игнорировать появление в небе объектов, бросающих вызов ее законам физики и достижениям ракетно-космических программ. Пройдет несколько лет, и индустриально развитые страны нацелят на эту тему, открыто или тайно, лучших своих физиков, специалистов по разведке и информатике. Как я уже говорил в начале этой книги, оборонный проект "звездные войны" выдвигает изучение НЛО на первый план. Но ученые, скорее всего, будут вхолостую "гонять" свои знания, поскольку феномен выходит за рамки всех известных категорий. НЛО нельзя изучать с помощью обычной исследовательской техники, если они сами являются целенаправленным средством изменения человеческих представлений. Все, что нам остается делать, это отслеживать их воздействие на людей и надеяться, что рано или поздно мы нападем на принцип, объясняющий их поведение.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100