«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 57%

Обман в действии


         Что все это означает? Насколько обоснованно проведение параллелей между религиозными видениями, верой в эльфов, историями о карликовых существах, обладающих сверхъестественной силой, рассказами вековой давности о воздушных кораблях в Соединенных Штатах и современными сообщениями о посадках НЛО? Я готов решительно утверждать, что обоснованно, поскольку механизм, порождающий эти различные верования, один и тот же. Их социальный контекст и их воздействие на людей неизменны. Решающим поэтому становится изучение этого глубоко скрытого механизма. Совсем недостаточно заниматься лишь познавательной стороной проблемы - являются ли НЛО материальными объектами или нет. Попытка понять смысл и намерения так называемых летающих тарелок так же тщетна, как и погоня за эльфами, когда преследователь не в состоянии отличить видимое от реального. Феномен имеет устойчивые, неизменные признаки, некоторые из которых мы попытались определить и четко обозначить. Но мы обязательно должны отметить и хамелеоноподобный характер вторичных черт наблюдений: форма объектов, внешний вид "пилотов" и их высказывания меняются в зависимости от той культурной среды, в которую они оказываются погруженными.
         В историях о воздушном корабле, как мы уже видели во второй главе, большинство бородатых личностей, совершавших в 1897 году посадки на Среднем Западе или в каких-нибудь других местах, просили колодезную воду, медный купорос или еще что-то в этом роде. Рассказы очевидцев выглядели вполне здраво, хотя и казались несколько странными американским фермерам того времени. Сам воздушный корабль соответствовал тогдашним представлениям о сложном летательном аппарате: у него были колеса, турбины, крылья, мощные прожекторы. Но есть одно обстоятельство, о котором мы пока еще не упоминали: воздушный корабль, вполне правдоподобный для очевидцев 1897 года, отнюдь не является таковым для нас. Мы знаем, что подобный аппарат, судя по его описаниям, не в состоянии летать, если только его внешний вид не был предназначен для введения в заблуждение потенциальных свидетелей. Но если это так, то зачем? И что это было? В чем состояла цель такой мистификации?
         Может быть, воздушный корабль, как и шалости эльфов или летающие тарелки, является настолько хорошо организованным обманом, что его образ способен глубоко проникнуть в человеческое сознание, а затем забыться, как периодически забывают о посадках НЛО и как забывали в средние века облик сверхъестественных существ? Но забыто ли все это на самом деле?
         Действия людей основаны на воображении, вере и убеждениях, но не на объективных наблюдениях; это хорошо знают военные и политики. Даже наука, претендующая на рациональное развитие своих методов и теорий, подвержена воздействию эмоций, прихотей или страхов. Управлять воображением индивида - значит формировать судьбу всего человечества.
         Обходя стороной вопрос о физической природе НЛО, мы должны сосредоточить внимание на более сложной проблеме - их воздействии на наше воображение и нашу культуру. Сегодня невозможно оценить, как в перспективе феномен НЛО повлияет на наши взгляды на науку, религию, на освоение космоса. Между тем, похоже, он все же достигает желаемого результата. И своеобразная особенность этого механизма такова, что он одинаково воздействует как на тех, кто "верит", так и на тех, кто сомневается в его физической реальности.
         Пока мы можем сделать лишь одно наблюдение: существует возможность формирования у большой части общества веры в реальность сверхъестественных существ, летающих машин, в множественность обитаемых миров путем организации тщательно обставленных показов, детали которых уже усвоены культурой и символикой соответствующих эпох и территорий.
         Может быть, встречи с существами, выходящими из НЛО, предназначены для управления нашими верованиями? Обратимся к их изменчивому характеру. В Соединенных Штатах они появляются в виде чудовищ из научно-фантастических романов. В Латинской Америке - кровожадны и сразу вступают в схватку. Во Франции - ведут себя благоразумно, по-картезиански, как миролюбивые туристы. Ирландские джентри, если верить их представителям, были аристократическим народом, организованным на манер военно-религиозного ордена. Пилоты воздушного корабля напоминали сильные личности со всеми характерными чертами, присущими американским первопроходцам.
         Для иллюстрации сказанного обратимся к следующему случаю. Дата - 23 октября 1954 года. Место - окрестности Триполи, Ливия. Около трех часов ночи итальянский фермер увидел летательный аппарат, приземлявшийся в десятке метров от него. Он напоминал яйцо, расположенное горизонтально. Его верхняя, прозрачная половина была залита очень ярким светом, а нижняя казалась металлической. В носовой части по бокам имелись две двери, а в центральной - внешняя лестница. В задней части находились два вертикально расположенных колеса, одно над другим, и две торчавшие из них цилиндрические трубки. Во время посадки аппарат издавал звук, похожий на работу компрессора, "используемого для надувания автомобильных камер". Ничего похожего на пропеллер не наблюдалось. Над фюзеляжем возвышались две антенны, одна позади другой, а внизу располагалось нечто вроде шасси с шестью колесами (две пары в головной части аппарата и одна сзади). Размеры машины составляли метров пять-шесть в длину и два с половиной-три в ширину. Внутри находились шесть человек в желтоватых комбинезонах и противогазах. Один из них снял противогаз и стал дуть в какую-то трубку. Его физиономия напоминала обыкновенное человеческое лицо.
         Когда очевидец приблизился к объекту и коснулся лестницы, его отбросил на землю сильный электрический удар. Один из пилотов сделал такой жест, как будто хотел предупредить свидетеля, чтобы тот в своих же интересах держался подальше от аппарата. Другой пилот вынул какое-то колесо, потом положил его на прежнее место, а затем нажал на кнопку какого-то небольшого устройства, и колесо закрыла крышка. Внутри кабины стояло что-то вроде радиоприемника, опутанного проводами, за которым сидел оператор в наушниках. Каждый из шести пилотов был занят своей приборной панелью.
         Все это продолжалось минут двадцать. Потом объект бесшумно поднялся метров на сорок пять над землей и улетел на восток с ошеломляющей скоростью.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100