«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 71% |
Что все это означает? Правильным ли будет нровести параллель между религиозными явлениями, Хверой в фей, отношениями с созданиями рода карликов, обладающих сверхъестественным могуществом, сказаниями о воздушных кораблях XVIII века в США и современными историями об НЛО?
Я охотно и энергично утверждал бы, что это именно так, поскольку причины, породившие эти разные верования, идентичны. Их человеческий контекст и влияние на людей постоянны. И мое заключение таково, что наблюдение за этим мощным стимулом является самым важным. И мало что можно увидеть лишь в проблеме изучения вопроса о материальности или нематериальности феномена НЛО.
Постараться понять значение и цель того, что называется "летающими тарелками", как многие делают это сегодня, - на самом деле это такое же пустое занятие, каким было преследование фей, когда путали видимое и реальное. У феномена стабильные и неизменные черты, и нам надо составить, насколько это возможно, ясный каталог некоторых из них. Но необходимо также тщательно отмечать отличительные черты вторичных признаков происшествий: формы объектов, внешности экипажей, заявлений, которые "пришельцы" делают: хорошо видно, что эти признаки варьируются в зависимости от свойств культурного окружения, в котором они оказываются. Истории о воздушных кораблях являются наиболее показательными в этом плане.
Как мы уже видели, много бородатых людей высадилось на Среднем Западе в 1897 г., чтобы попросить... воды из колодцев, сульфата меди или других подобных вещей. Истории, которые рассказывали американские фермеры, были правдоподобны, хотя немного удивительны для них в то время. Летающий корабль относился к широко известному понятию летающей машины, изготовленной в незапамятные времена: с колесами, турбинами, крыльями, мощными огнями. Но здесь есть одна примечательная деталь, о которой мы еще не говорили: это то, что если воздушный корабль и мог показаться реальным для свидетелей образца 1897 г., то для нас это уже невозможно. Дело в том, что сейчас мы уже наверняка знаем, что описанное изобретение летать не могло, хотя, впрочем, его внешний вид мог быть маскировкой, чтобы ввести в заблуждение свидетелей. Но если это так, то зачем? Какова была цель? Может быть, воздушный корабль, как и проделки фей, и "летающие тарелки", был настолько хорошо сфабрикованной ложью, что его изображение смогло глубоко проскользнуть в человеческое сознание и затем оказаться забытым (как зыбываются посадки НЛО и внешний вид сверхъестественных существ в средние века). Но были ли они действительно забыты?
Поступки коллективов людей основаны главным образом на воображении, верованиях и вере, но не на объективных наблюдениях, - это хорошо известно военным и политическим экспертам. Даже наука, утверждающая, что ее методы и теории развиваются рационально, в действительности моделируется при помощи эмоций, фантазии или даже страха. И управлять человеческим воображением фактически означает определять коллективную судьбу человечества, правда, при условии если люди не смогут определить происхождение этого управления. Действительно, одна из целей любой политики - подготовить массы к неизбежным переменам или стимулировать их активность, направляя ее в желанное русло.
В свое время в России очень ловко воспользовались услугами писателей-фантастов, чтобы обеспечить в молодежной среде эмоциональную поддержку усилий в завоевании космоса. В западных странах направление воображения более туманное, чему способствуют многочисленные источники. Но сам по себе показателен тот факт, что службы информации и рекламные агентства настойчиво интересуются фольклором. Образцами удачных опытов в этом направлении являются не только Бэтмен и Зеленый Великан. Во время войны во Вьетнаме, например, использовалось подобное обращение к воображению масс при помощи местных суеверий. Частые споры в Конгрессе, относящиеся к уместности экспериментов в Черной Африке, - также убедительный случай.
Конечно, я не могу утверждать, что феномен НЛО является результатом подобной уловки, но должен сказать, что в качестве альтернативы вопросу о материальной природе объектов мы должны глубже изучать проблему в том плане, какое место в феномене НЛО занимают наше воображение и культура. Каковы бы они ни были, про них написано большое число книг, давно разошедшихся и прочитанных. Невозможно предугадать, как с течением времени феномен НЛО повлияет на наши взгляды в плане науки, религии и освоения космического пространства, по для тех, кто следит за ситуацией, сегодня вполне очевидно, что это влияние в данный момент реальное. Особенность ситуации в том, что он в равной степени влияет и на тех, кто "верит", и на тех, кто отрицает реальность феномена, в отношении его материальности.
На данный момент мы можем сделать единственное позитивное заключение, не боясь, что его могут оспорить:
можно заставить большую часть населения (какова бы она ни была) поверить в существование сверхъестественных рас, летающих машин, в многочисленность обитаемых миров, представив ей несколько тщатетельно упорядоченных случаев, детали которых адаптированны к культуре и суевериям отдельного времени и места.
Встречи с существами из НЛО - могут ли они рассматриваться как подобные искусственные конструкции? Рассмотрим различные варианты характеров пришельцев. В США они выглядят как научно-фантастические чудовища. В Южной Америке они кровожадны и готовы драться. Во Франции они ведут себя как приличные туристы, картезианцы, любящие мир. В Ирландском Дворянстве, если верить рассказчикам, они были "аристократической расой", организованной по принципу военно-религиозного ордена. Пилоты воздушных кораблей были сильными личностями и обладали чертами американских фермеров.
Рассмотрим теперь случай, который я считаю "самой безукоризненной посадкой". 23 октября 1954 г. Триполи, Ливан. Около 3 часов утра фермер увидел летательный аппарат, стоящий примерно в 12 футах от него. Он имел форму удлиненного яйца. Верхняя прозрачная часть была наполнена белым светом; нижняя часть казалась сделанной из металла. Спереди находились две боковые двери, в центральной части - лестница. Сзади были два вертикально расположенных колеса, одно над другим, и из них торчали две цилиндрические трубки. Спускаясь, аппарат производил шум, похожий на шум компрессора, "как тот, который используют, чтобы накачать колеса машины". Винта видно не было. Над фезюляжсм высились две антенны, одна за другой; под фсзюляжем находились шасси из 6 колес (две пары спереди и одна сзади). Аппарат был 6 ярдов в длину и 3 в ширину.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||