«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 63% |
Основная тяжесть борьбы с подрывной деятельностью немецко-фашистской разведки и внутренней реакции на территории Румынии, которые действовали фактически в тылу у Советской Армии, сражавшейся с врагом на территории Венгрии, Австрии, Югославии, легла на органы советской военной контрразведки СМЕРШ.
Об одной крупной и долговременной контрразведывательной операции, против фашистской разведки и националистических подпольных групп, засланных нелегально из Германии и действовавших в Румынии под кодовым наименованием "Приятели", я и хочу рассказать.
В ночь на б и 9 ноября 1944 года дважды с военного аэродрома из района города Винернойштадт в Германии поднимались в воздух транспортные "Хейнкели" с несколько необычными пассажирами. Можно было лишь удивляться разношёрстности их одежды: мелькали румынская военная форма, гражданские пальто городского и сельского покроя. Было и общее: у каждого - парашют. В числе провожающих преобладали лица в чёрных эсесовских мундирах, офицерских френчах со знаками "СД". В сторонке скромно стояли двое гражданских. Распоряжался посадкой немецкий майор Фишер, в прошлом один из руководителей разведывательно-диверсионного центра "Абверштелле-Румыния", известный своим агентам под псевдонимом Штрунк, а радистам - позывным номером "13".
В числе других провожающих: немецкий разведчик полковник Бауэр; сотрудник венского разведцентра "Виен-17" капитан Шписс; начальник дислоцировавшейся в прошлом в Румынии "Абвергруппы-201" Шлегель... Одним из "гражданских" был барон Стурдза, новоиспечённый министр иностранных дел румынского правительства Хориа-Сима, образованного при Гитлере после капитуляции Румынии и вступления её в войну на стороне союзников.
Подавляющее большинство отлетающих были румыны - члены легионерской националистической организации "Железная гвардия". Все прошли разведывательно-диверсионную подготовку в специальных школах абвера и РСХА.
"Железная гвардия", созданная ещё в двадцатых годах, являлась наиболее массовой организацией фашистского типа, опиравшейся на мелкобуржуазные слои города и деревни. Демагогия была её характерной чертой. Для завоевания популярности и привлечения в свои ряды новых членов "железногвардейцы" вели шумную пропаганду среди населения об освобождении от налогов, аннулировании долгов. Для привлечения крестьян на свою сторону выдвинули лозунг: "Полгектара земли на каждую душу населения". Именно это обращение к острым нуждам и запросам масс позволяло фашизму во всех странах привлечь на свою сторону часть населения. И всё же основными лозунгами "Железной гвардии" были оголтелый антикоммунизм, махровый шовинизм и антисемитизм. Лидеры "Железной гвардии" открыто ориентировались на гитлеровскую Германию и фашистскую Италию. В стремлении установить фашистскую диктатуру они не брезговали даже террористическими актами в отношении крупных государственных деятелей Румынии (в 1934 году ими был убит премьер-министр Румынии И. Дука). Гитлер и другие правители
Третьего рейха открыто поддерживали "Железную гвардию". Когда стало известно, что при попытке к бегству убит ранее арестованный в Румынии лидер "Железной гвардии" К. Кордяну, маршал Геринг и другие германские военные и гражданские лица демонстративно в знак протеста вернули недавно полученные от румынского короля награды, а германский посланник был отозван из Бухареста в Берлин.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||