«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
Прочитано: 90% |
С молодыми друзьями происходят всяческие неприятности, из которых их по мере сил вызволяют старшие. Особенно - Аверкий, который хоть и пал, изваяв Сталина (вождь ему позировал), но зато стал невероятно влиятелен (возможно, имеется в виду и впрямь заступившийся за Бродского Шостакович). Сначала, ещё школьниками в пионерлагере, они обнаруживают бредовое письмо в бутылке некоей утопленницы, адресованное Господу Богу и пронизанное строчками Мандельштама; утешая ребят, Харитон поит их кагором, а Мария Шошина (дочь опального кубиста) лезет ко всем целоваться. Мальчик по фамилии Скляр на всех доносит - и дело с трудом заминают.
Потом, на даче у Шошиных, лепят чучело для стрельбы из лука - в усах и с трубкой (вылитый Сталин), - и мальчик Скляр опять-таки на всех доносит. Потом у мальчика Скляра расстреливают отца по "ленинградскому делу" - и он от этого изменника родины отрекается. Потом мальчика Скляра вербует КГБ - и велит ему повнимательнее присмотреться ко всей честной компании.
А честная компания между тем проходит свои - сугубо шестидесятнические - университеты.
После чего в "Десяти заповедях" (Найман у нас православный) излагается Философия свободного мыслителя Зайцева, кавалера медали "За боевые заслуги", бывшего архитектора, кратковременного скульптора-формалиста.
Передав эту крамолу по инстанции и выступив с "разоблачением" на суде (друзья, впрочем, его прощают), далеко уже не мальчик Скляр едет в Италию; Бенедиктова сажают (а потом высылают - и он становится знаменитым, но непоправимо несчастным диссидентом); Харитон женится на Марии, но рожает она от другого, - и история компании как таковой заканчивается. Правда, в девяностые годы всё вроде бы возобновляется, но далеко не мальчик Скляр за большие деньги подряжается изваять для грузин Сталина; гордая Мария разоблачает его в письме в западную газету; он принимается названивать ей с матерными оскорблениями и угрозами, Мария кончает с собой, а друзья бьют по морде и чуть не убивают Скляра, но в последний момент раздумывают - они ведь, подобно автору "Статуй", давным-давно христиане и умеют отличить мужской половой член от распятия (так в романе): распятие - перпендикуляр, а член - нет.
"О статуях и людях" - типичное для позднего Наймана сочинение: ложь для узкого круга, замаскированная таким образом, чтобы она была понятна (и оскорбительна) лишь посвящённым. Ну и тем, кому подлинную - и подлую - суть происходящего на страницах растолкуют посвящённые. То есть всё те же ахматовские сироты, общим числом в четыре с половиной штуки, предстают на сей раз не стихотворцами, а почему-то скульпторами. И в антураже мастерских разыгрывают всё ту же пьесу - со Сталиным, с Ахматовой, со взаимными предательствами, перекрёстным пересыпом и чуть ли не всеобщим доносительством. А потом, на старости, все, кроме Наймана, оказываются у разбитого корыта. Ну и семьдесят лет - при любовном отношении к самому себе - это, знаете ли, ещё не старость.
2005
«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
| ||||||||