«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 60%

Похвала Пупкину

Апогей нуля


         Нулевые годы - определение ёмкое и по-своему красноречивое. Пять лет из десяти нулевых мы прожили. Каким был в литературе последний из первых пяти - заканчивающийся 2005-й? Вопрос слишком расплывчат, поэтому переформулируем его по-другому: кто оказался на коне - кто и что, - а кто и что, наоборот, в белом фраке?
         Проза года была довольно хороша и достаточно разнообразна. На звание "Роман года" могли бы претендовать "Венерин волос" Михаила Шишкина, "Грачи улетели" Сергея Носова, "Американская дырка" Павла Крусанова и "Золото бунта" Алексея Иванова. В отдельной номинации "Политический роман года" (а он нынче в моде) выделяются новые сочинения Александра Проханова и Юлии Латыниной. Лучшие дебютанты - в первой номинации Анна Старобинец ("Переходный возраст"), а во второй - Сергей Доренко ("2008"), где-то между ними - Захар Прилепин ("Патологии") и Алексей Шаманов ("Коллекция отражений"). Лучшие рассказы отдельной книгой выпустил Сергей Болмат. Лучшая повесть (и ещё одна номинация на лучший дебют) - "Россия: общий вагон" Натальи Ключарёвой - в самом конце года выложена в "Журнальном зале". Необходимо, конечно, упомянуть единственный в своём роде "Шлем ужаса" Виктора Пелевина.
         Пестра и картина провалов. От завершённой трилогии Владимира Сорокина до вошедшего в шорт-лист "Русского Букера" русофобского и (коллега Немзер подсказывает) объективно антисемитского романа Елены Чижовой "Преступница". Провалились (за двумя исключениями) литературные премии, провалились (впрочем, как всегда и без каких бы то ни было исключений) "толстяки", провалились - вернее, оказались провальными - "литературные" телесериалы "Есенин" и "Мастер и Маргарита". Курьёз года - телесериал по "Детям Ванюхина" Григория Ряжского, в котором советских евреев по фамилии Лурье превратили в немцев Поволжья, не изменив - по сравнению с первоисточником - более ничего!
         Позор года - уже не Туркменбаши с Евгением Рейном, а "Русский Букер" с Василием Аксёновым. Или трусливый и подлый разрыв "Русского Букера" с попавшим в немилость меценатом - на ваш выбор. Причём пахнет здесь не просто позором, но и воровством: букероиды "пилили" по $ 250 000 ежегодно при призовом фонде в $ 20 000!
         Переводная проза была который год подряд лучше оригинальной, хотя былым успехом (не считая объективно позорного Децла Брауна) не пользовалась. В самом конце года "пошёл" Салман Рушди и появился пока никем не замеченный Дж. Эрик Миллер ("Права животных и порнография"), но и в предыдущие одиннадцать месяцев здесь было что почитать. Главным провалом в данной номинации следует назвать (причём отнюдь не из-за качества переводов) массовидные издания ("Алчность" и пр.) нобелеатки Эльфриды Елинек - совершенно сумасшедшая баба, глубоко провинциальная и непоправимо бездарная.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100