«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 38%

Шарашка и зона


         Зимняя олимпиада сериалов, на наших глазах развернувшаяся на метровых телеканалах, принесла сенсационную победу "Зоне" (НТВ), не только завоевавшей "золото" живого зрительского внимания, но и установившей "рекорд", причём двойной сразу: сначала её запретили "по просьбам трудящихся", а потом - как раз под Туринское столпотворение - триумфально вернули в ночной эфир.
         Примечательно это и потому, что "Зону" смотрит мужская половозрелая и полная сил аудитория, тяготеющая к силовому единоборству и зимним видам спорта, а вовсе не к мыльной опере. А тут - надо же! - серьёзные дядьки подсели на "мыло". И категорически требуют продолжения, хотя другие серьёзные дядьки уже выразили готовность прислушаться к "просьбам трудящихся".
         Такого на нашем телевидении ещё не было - да и не только на телевидении. Партия жизни имеет один процент, Партия автолюбителей не покатила, Партия любителей пива и вовсе сгинула в мутной пене дней - а вот не учредить ли к ближайшим выборам Партию зоны? Тем более что и с кандидатурой председателя партии затруднений вроде бы не возникнет.
         Деликатность триумфа "Зоны" усугубляется и тем, что в числе (заслуженно или нет) побеждённых оказалось долгожданное солженицынско-панфиловское детище "В круге первом", вызвавшее при премьерном показе - как чуть ли не всё, связанное с именем великого старца, - лишь почтительно-сдержанную зевоту. Непритязательная (без громких имён и явно на медные деньги снятая) "Зона" переиграла знаменитую "Шарашку" по всем статьям, кроме разве что 58-й! К чему бы это? А главное, почему?
         Некогда прославленный "Новый мир" (в котором до сих пор печатается и сам нобелевский лауреат) уже лет пятнадцать едва ли не в каждом номере ставит вопрос в одной-единственной плоскости: достаточно ли мы хороши, чтобы суметь возвыситься в глубину и углубиться в высоту равнобожественного солженицынского дерзания? Это, конечно же, превосходно обоснованное сомнение, однако критику поневоле приходится действовать на свой страх и риск.
         Немногие узники ГУЛАГа дожили до наших дней, скажет кто-нибудь, - а Зона пропустила и пропускает через себя миллионы. И попадают в Зону (за редчайшими исключениями) всё-таки не из дипкорпуса, не из высшего офицерского состава и не с университетской кафедры - и философских диспутов в застенке, соответственно, не ведут. Не ведут, не вели и прислушиваться к ним не станут, даже "откинувшись", - пусть и озвучены эти споры подлинной dream-team отечественного кино. Да и про Сталина - хоть так, хоть сяк, хоть наперекосяк - всем давно остозвездило. Трудно им там, на шарашке, - поверим на слово, - а кому легко?
         Это, однако же, полправды, а может, и четверть правды. Потому что, с одной стороны, роману Солженицына (и всему его творчеству в целом) присущи, не скажу недостатки, но особенности, сводящие возможность успешной экранизации - даже в условиях мобилизации лучших сил и средств - к исчезающее малой величине. А с другой, как раз "Зона" во всей своей непритязательности - и, строго говоря, не свободная от натяжек и передержек - эти особенности солженицынского письма (скрупулёзно, слишком скрупулёзно воссозданные Глебом Панфиловым) более чем контрастно высвечивает.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100