«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 37%


         В советское время у эстрадных миниатюр Жванецкого был привкус запрещённого плода. То есть никто их, понятно, не запрещал, но на всякий случай несколько попридерживал. Тогда было много такого: не запрещённого, но придержанного - от "полочных" кинокартин до рижских шпрот, которые выкидывали в продажу только в конце месяца или, чаще, выдавали в праздничном продуктовом наборе.
         В наши дни власть над умами захватило телевидение. А власть над телевидением - едва ли не наравне с Аллой Пугачевой и Региной Дубовицкой - захватил Жванецкий. На пару, впрочем, с Задорновым - и особой разницы между этими "сатириками" не просматривается. Но миниатюры Жванецкого издали многотомным собранием сочинений. Читать их невозможно - но публика расхватала. Как расхватывает она всё, что на регулярной основе показывают по ящику. Как валом валит она на спродюсированный Первым каналом и бесстыдно рекламируемый аж в программе "Время" вурдалачий "Ночной дозор". Как пьёт пиво, в которое отечественные производители подмешивают ингредиент, вызывающий органическое привыкание.
         Единственный сатирик Земли Русской...
         Самое забавное в том, что никто из участников дискуссии, пылких апологетов и робких хулителей Жванецкого, не назвал имени ныне здравствующего писателя, которого по праву можно охарактеризовать именно так. Звучали имена Войновича, Шендеровича, Аксёнова, покойного Горина - все, но только не это.
         Меж тем единственным ныне здравствующим отечественным сатириком можно и нужно назвать Александра Исаевича Солженицына. Чем больше неточностей, передержек, подтасовок, прямых ошибок (взять хотя бы якобы имевшее место убийство Сталиным Кирова и Горького) обнаруживают исследователи в "Архипелаге ГУЛАГ", тем очевиднее становится его сатирическая сущность, да и бесспорная гениальность самой сатиры. А многие главы романа "В круге первом"! А "Ленин в Цюрихе"! Больше того, недавно изданное и вызвавшее бурные нарекания затронутой стороны двухтомное сочинение "Двести лет вместе" также представляет собой не историческое исследование, а сатирический памфлет.
         Разумеется, памфлет неудачный, по меньшей мере далеко не такой удачный, как "ГУЛАГ". Но показательна и причина писательской неудачи: сочиняя сатиру на взрывоопасную тему, Солженицын чересчур "зажался". Подобно импульсивному шахматисту, который сидит, подложив под зад руки, чтобы сгоряча не схватиться не за ту "деревяшку", сатирик Солженицын в юдофобской сатире переосторожничал - и она оказалась лишена прежде присущего ему блеска. А сатира, лишённая блеска, это даже не полсатиры... Но тем не менее... В Девятом корпусе тоже перемены: отправили в отставку Рабиновича, назначили Абрамовича - это как, историческое исследование или сатира?
         Сатирик Солженицын изобличил первые лица страны и само государственное устройство. Изобличил с оглядкой на чёткий положительный идеал патриархальной (пусть и выдуманной им лично) Руси. Сочиняя в СССР и публикуя на Западе сатиры, он рисковал жизнью. И эти сатиры, в отличие от подлинно исторических сочинений, не вызвавших особой реакции, перевернули мир!
         Так кто там у нас, вы говорите, единственный сатирик? Жванецкий?
         Вот и закажите на него столик в дорогом ресторане. А если нет денег, то тоже не беда: льготы на бесплатное телевидение у нас пока никто не отнял.
         2004

«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100