«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 31%


         Милое, но (как опять-таки сказали бы сегодня) не релевантное. Оно конечно, Пилат жестоко отмстил иудеям за Сергея Безрукова, пообещал отмстить - и отмстил! Но где взять в Москве Пилата? Где-где - в Кремле! Троцкого уже выгнал, Каменева с Зиновьевым гнобит, за остальных не сегодня-завтра возьмётся - и мало, хочется верить, не покажется никому! Кроме самого Мастера, которого кремлёвский Воланд распознал, оценил (а значит, втайне и полюбил) - и вот-вот осыплет скромными, но заслуженными щедротами. Сталин, конечно, дьявол, но такой, который творит добро. Он лучше Бога - их Бога! На него, родимого, вся надежда.
         Ну и, понятно, любовь. Большое чувство. К генеральше. Но Воланд поймёт: кровь, говорит он, значит очень многое. Королевская кровь? Ну да в художественной прозе нельзя обойтись без гипербол.
         Таковы три пласта романа (следует признать, мастерски сплавленные воедино): изумительно стилизованный протороман "Понтий Пилат" в традиции Жюля Ренана, Леонида Андреева, Анатоля Франса и (не будем забывать) Ивана Бездомного; невыносимо слащавая любовная линия, но тут и впрямь любовь, а значит, медицина бессильна; и виртуальный разгром литературно-артистической Москвы, трактовать который как ужасающе серьёзный еврейский погром или как фантастически смешной "капустник" - дело выбора, определяемого вкусом и, не в последнюю очередь, пресловутым голосом крови. Заговорившим, например, в том же Радзиховском - вот ему и примерещились в безобидном "МиМ" "Сатанинские стихи" и полковник Квачков с кошачьей головой Чубайса во рту.
         Литературное отмщение "в стол" психологические проблемы решило, а финансовые не решило. И Булгаков вознамерился воспеть Воланда ещё раз - уже в открытую и без каких бы то ни было аллегорий. И написал пьесу "Батум" - о юности Сталина, но Сталину она не понравилась, и он распорядился снять "Батум" с постановки. После чего Мастеру (исповедовал он применительно к собственному творчеству принцип "один раз - не пидарас" или нет, в данном случае не имеет значения) оставалось только лечь и умереть. И он лёг и умер. А Маргарита дожила до "оттепели" и пробила, пусть и в усечённом виде, публикацию "МиМ" в журнале "Москва". Ну а всё остальное вы знаете.
         По недоразумению воспринятый в шестидесятые годы прошлого века как антисоветский (и воспринимавшийся так ещё четверть века) роман - великолепный и чудовищный, ослепительно-пошлый, бесконечно циничный и вместе с тем бесконечно наивный, гордо-заискивающий и трусливо-мстительный, прославляющий абсолютную тиранию как единственное снадобье против всеобщей несправедливости с выраженно левантийским лицом - массовый читатель заглатывает, как "солянку мясную сборную" в дешёвой забегаловке, - горячо! остро! вкусно!.. А потом, когда начинает подташнивать, ломает себе голову: что же это я за гадость съел?
         Съел - и ладно. Горячо было, остро, вкусно - вот и хорошо. А желудок-то у тебя лужёный. Особенно смолоду. Вот почему "МиМ" превратился прежде всего в юношеское чтение - и вот-вот превратится в подростковое.
         А телефильм Бортко не горяч, а чуть тёпл. Не остёр, а пресен. Не вкусен, а в лучшем случае не противен.
         Плюс из просроченных продуктов (см. выше) сварганен. Плюс подан и сервирован с такой пышностью, словно речь идёт о черепаховом супе в Виндзоре при дворе Елизаветы Великой. Плюс про него известно, что он влетел в пять миллионов долларов.
         Как влетел, так и вылетит. В желудке, сказал бы всё тот же специалист по анальному юмору, не задержится. И был бы прав.
         2005

«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100