«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
Прочитано: 27% |
Телесюжет недели - двойной (с интервалом в тридцать пять лет) юбилей нобелевских лауреатов по литературе - Михаила Шолохова и Иосифа Бродского. Телесюжет получился мультимедийным - с подключением радио, Сети и печатных СМИ, - но тон задали, безусловно, метровые каналы. Кроме разве что Пятого, невозмутимо гнавшего в прайм-тайм два старых сериала подряд - "Нож в облаках" и "На острие ножа", - сами названия которых, впрочем, поневоле ассоциировались с боевыми действиями, развернувшимися по преимуществу на Первом и на "Культуре". Правда, и боевые действия носили своеобразный характер; очередная литературная война мышей и лягушек разворачивалась следующим образом: мыши поносили Шолохова, тогда как лягушки славили Бродского. И победителя было предугадать нетрудно.
Показали (деваться некуда!) - как бы в пользу Шолохова - "Тихий Дон" и "Поднятую целину". Но, с другой стороны, показали Якова Гордина, Александра Кушнера, Владимира Уфлянда, Людмилу Штерн - и Григорий Мелехов со своей Аксиньей против них не фурычат! Деду Щукарю - по самоопределению, с переду костистому, с заду говнистому, - мастерски противопоставили отощавшего на старости в отсутствие туркменбашистских пельменей Евгения Рейна. Показали (в "Прогулках с Бродским") Венецию - и растёрли ею станицу Вешенскую в степную пыль. Почему-то постеснялись показать главное питерское ноу-хау нынешней весны: кабинет Бродского в Музее Ахматовой! Трудно сказать, подселение это или символическое подзахоронение - но в традиции города коммуналок и ужасающей тесноты на кладбищах вполне вписывается и то и другое.
Мыши атаковали Шолохова (в телефильмах "Писатель и вождь. Шолохов и Сталин. Шолохов и Хрущёв", "Чёрное солнце Михаила Шолохова" и "Загадки Шолохова") сразу по трём направлениям: во-первых, "Тихий Дон" написал не он (а кто? Пушкин? - В. Т.); во-вторых, всё написанное самим Шолоховым постыдно бездарно и служит укреплению сталинизма с хрущевизмом и примкнувшим к ним путинизмом; в-третьих, и сам писатель был лизоблюдом и редкой сволочью.
Лягушки славили Бродского главным образом за то, что он не брезговал брать их на руки и, наоборот, брезговал отрывать им лапки и головы. Здравствующий нобелевский лауреат по литературе Александр Солженицын, успевший заранее оспорить авторство "Тихого Дона" и наличие у Бродского поэтического дара, в пылу борьбы хранил трагический нейтралитет, потому что сегодняшним мнением патриарха отечественной словесности на сей раз просто-напросто позабыли поинтересоваться. Оно и не мудрено: и мыши, и лягушки не могут простить Солженицыну откровенно антисемитских "Двухсот лет вместе". Думаю, Александр Исаевич, разобиженный демонстративным невниманием в день двойного юбилея, тут же величаво возьмётся за третий том!
«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
| ||||||||