«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 81%

ГЛАВА 30


         Травля и преследования Мартина Лютера Кинга являются позором для всей Америки.


         Сенатор Уолтер Мондейл, ставший позднее вице-президентом, 1995 г.


         В конце 1963 года журнал "Тайм" объявил Мартина Лютера Кинга человеком года. Это привело Гувера в ярость.
         "Они, должно быть, долго копались в помойке, прежде чем нашли этого типа", - написал Гувер на телексе с этим сообщением.
         Позиция Гувера по расовому вопросу - его нежелание принимать в ФБР черных и неприятие движения за гражданские права, - объяснялась его прошлым. Он родился в то время, когда на юге господствовал апартеид, когда считалось, что черные могут быть лишь слугами и должны благодарить за это. В семье родителей Гувера имелась черная служанка, и средняя школа, в которую он ходил, была предназначена только для белых. Много лет спустя, когда в нее стали принимать и черных учащихся, разъяренные бывшие выпускники устроили перед зданием школы акцию протеста и сорвали с себя значки своего учебного заведения, которое они считали бастионом белой респектабельности.
         Предрассудки Гувера коренились очень глубоко. Когда-то по Вашингтону ходили слухи, о которых он наверняка был осведомлен, что у самого Гувера в жилах есть частица черной крови.
         В 1958 году, работая над материалами по Гуверу для "Нью-Йорк Пост", репортер Уильям Дафти с помощью черного агента бюро по борьбе с наркотиками взял втайне от шефа ФБР интервью у черного слуги Гувера, Сэма Нойсета. В ходе разговора Дафти с удивлением обнаружил, что двое его черных собеседников постоянно упоминали о Гувере, как о "духе" или даже "духовном брате". У Дафти было много друзей-негров - ведь он являлся соавтором биографии Билли Холидей "Леди поет блюз", - и потому он неплохо знал их сленг. Позднее он понял, что в негритянских общинах Востока, которые считали своими Кларка Гейбла и Рудольфа Валентино, бытовало убеждение, что у Гувера были негритянские корни.
         Нечто подобное припоминает и писатель Гор Видал, который в тридцатые годы вырос в Вашингтоне:
         - Гувер становился все более известным, и о нем всегда говорили, и в моей семье, и в городе, что он был мулатом. Говорили, что он происходил из семьи, которая выдавала себя за белую. Такое случалось, когда в черной семье в течение многих поколений шел процесс смешения рас и в жилах накапливался достаточно большой процент белой крови, чтобы можно было сойти за белого человека. Именно это и говорили о Гувере.
         - Черные всегда втайне восхищались теми своими собратьями, которым удавалось перейти в категорию белых, - рассказывал Дафти. - Одурачить белых было легко, а вот проделать такую штуку с черными было невозможно.
         На ранних фотографиях у Гувера действительно проступают негритянские черты. У него были курчавые волосы, а в статье, написанной в 1939 году, упоминалась его "смуглая кожа, почти коричневая от загара, резко контрастирующая с белоснежным костюмом". Как знать, возможно, во всех этих слухах была капля правды.
         Как это часто бывало в те дни, при рождении в 1895 году Эдгару не выписали никакого свидетельства. В документе, который был выдан в 1938 году, просто констатируется, что его отец и мать - "белые". Происхождение его матери задокументировано достаточно хорошо, линия крепких бюргеров, которая прослеживается вплоть до семейного гнезда в Швейцарии. Что касается отца, то здесь имеются противоречивые сведения о том, что его предки были то ли немецкими, то ли швейцарскими, то ли британскими иммигрантами, прибывшими в Америку еще за двести лет до рождения Гувера. В общем, времени для смешения рас было предостаточно.
         После смерти Гувера даже Хелен Ганди говорила о тех ранних слухах насчет примеси негритянской крови у ее покойного шефа.
         - Сам Гувер должен был знать, что о нем говорили люди, - вспоминал Гор Видал. - В моей юности два факта, касавшихся его, считались неоспоримыми - то, что он был педерастом, и то, что он был черным. Вашингтон был и остается очень расистским городом, и могу уверить вас, что в те дни наличие негритянской крови в ваших жилах было худшим, что только можно было придумать. Иногда люди, о которых становилось это известно, совершали самоубийство. Считаться черным означало иметь на себе клеймо, если вы вращались в белом обществе. Вот что многие думали о Гувере, и это его очень задевало.
         Вне зависимости от того, насколько правдивыми были эти слухи, они наверняка причиняли Гуверу бесконечные страдания, ведь он по складу своего характера и по должности являлся сторонником теории превосходства белых поселенцев, основателей Америки, над черными иммигрантами и с подозрением относился ко всему, что казалось чужестранным. Так же, как он компенсировал свой тайный гомосексуализм преследованием собратьев-гомосексуалистов, так и его тревога по поводу своего расового происхождения определила его отношение к черным. С теми, кто знал свое место, слугами типа Нойсета, Джеймса Кроуфорда и другими, он вел себя по-отечески, как добрый, великодушный босс. Тех же, кто пытался подняться выше своего статуса, как это сделал он сам, он в лучшем случае не замечал.
         Родившись в ту эпоху, когда черных частенько линчевали за изнасилование, если жертва была белой, Гувер старался отгородиться от несчастий черных американцев. Как и в случае с организованной преступностью, он игнорировал проблемы, возникавшие в этой области, или же заявлял об "отсутствии юрисдикции".

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100