«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 65%


     Для турецкого правительства реквизиция кораблей была оскорблением, публичной пощёчиной. Действия британцев вызвали в Стамбуле взрыв негодования, ведь часть средств на постройку судов была собрана по общественной подписке. Неожиданная брешь в размере двух сильнейших кораблей подрывала оборонную мощь турецкого флота. Виновными в этом были англичане, но ненависть Турции распространялась на всю Антанту, ближайшим географическим членом которой для турок была... Россия.
     Немецкое военное командование решило срочно воспользоваться сложившейся ситуацией и тайно предложило турецкому правительству приобрести два новейших германских боевых корабля, находившихся с 1912 года в Средиземном море. Это были линейный крейсер "Гёбен" ("Goeben") и лёгкий крейсер "Бреслау". Как часто бывает в политике, смелая операция германского командования по привлечению Турции на свою сторону полностью совпадала с интересами англичан. Поэтому "Гёбен" и "Бреслау" благополучно доплыли до Стамбула. История эта настолько интересна, что остановимся на ней подробнее.
     Советский морской историк А. Шталь писал: "В истории флотов нет примера, чтобы один корабль сыграл роль, подобную той, какая выпала на долю "Гёбена"". {"Эскадренный крейсер": борьба мнений // http://www.pandia.ru/365152/} С ним полностью соглашался Уинстон Черчилль: "Народам Среднего Востока "Гёбен" принёс больше крови, страданий и разрушений, чем любой другой корабль в мировой истории". {Трубицын С.яБ. Линкоры второстепенных морских держав. Турция // http://navycollection.narod.ru/library/Battleships2navalstates/10.html}
     "Гёбен" и "Бреслау" находились в море в кульминационный момент начала мировой войны: Англия и Германия должны были стать врагами с минуты на минуту. Уничтожить оба германских корабля лучшему в мире британскому флоту не составляло труда. Немецкая эскадра, собственно говоря, состояла из этих двух судов. Английская же - из броненосных крейсеров "Дифенс", "Блэк Принс", "Уорриор" и "Дюк оф Эдинбург" и восьми эсминцев, вооружённых торпедами. У немцев было только одно преимущество - больший калибр и большая дальность орудий, но против эсминцев они были беззащитны. Торпедная атака и история Первой мировой могла пойти иным путём. Лёгкий английский крейсер "Глостер" обнаружил германцев и поддерживает с ними визуальный контакт, не вступая в бой. Английская эскадра шла по их пятам, но... упустила немецкие крейсеры. Объяснение случившемуся "чуду" может быть только одно: англичане сознательно пропустили немецкие корабли. 7 августа 1914 года британский командующий... не стал атаковать немцев, боясь их главного калибра, руководствуясь приказом избегать боя с превосходящими силами. 9 августа из Адмиралтейства пришёл прямой приказ преследовать "Гёбен", но, как вы догадались, было уже поздно. Когда британцы снова настигли немецкие корабли в Стамбуле, ситуация в корне изменилась. Правительство Турции объявило, что оно купило "Гёбен" и "Бреслау" у Германии и отныне это не немецкие, а турецкие корабли: "Султан Явуз Селим" и "Мидилли". Команды на судах остались немецкие. Они просто поменяли германские бескозырки на турецкие фески.
     Последствия британской "халатности" были серьёзными. 29 (16) октября 1914 года немецкий адмирал Сушон, принявший должность главнокомандующего турецкого флота вывел эскадру в море якобы для учений. И сделал то, что от него страстно желали руководители германского государства и... английской разведки. "Гёбен" открыл огонь по Севастополю, "Бреслау" - по Новороссийску, крейсер "Хамидие" - по Одессе. На следующее утро русский посол в Константинополе затребовал паспорта, и Турция вопреки желанию России оказалась нашим очередным противником и новым союзником Берлина. Следствием этого стало блокирование судоходных черноморских путей, по которым могло осуществляться снабжение России всеми необходимыми грузами. Да и основной поток русского экспорта шёл через проливы. Накануне Первой мировой войны от 60 до 70 % нашего хлебного экспорта отправлялось через Босфор и Дарданеллы, а общий вывоз русских товаров именно таким путём составлял около 34 % всего товарооборота. Теперь у России были проблемы с продажей своих товаров и получением необходимых материалов. Недостаток обеспечения в первые годы войны и невозможность поставок через Чёрное море во многом объясняются той трагической "случайностью", когда два германских корабля "обманули" британский флот. Теперь оружие и амуниция могли попадать к нам только через Владивосток или Мурманск и Архангельск, что сильно удлиняло их путь на фронт, которому и без того требовалось огромное количество боеприпасов. Значит, их дефицит сохранялся и Россия не могла воевать во всю мощь.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100