«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 57% |
Но всё это являлось только началом трагедии. На самом деле повода для радости не было, никто в Москве спасать флот не собирался. {Переезд ленинского правительства в Москву произошёл именно из-за опасения немецкого наступления, которое было до заключения Брестского мира. Замирившись с немцами, большевики так в Москве столицу и оставили.} В начале мая командующий немецкими войсками фельдмаршал Эйхгорн, направляет в Москву ультиматум с требованием "о переходе флота из Новороссийска в Севастополь к 19 июня" для интернирования до окончания войны. Воевать нельзя - это спровоцирует немцев на окончательный разрыв с ленинцами, да и сил для этого нет. Даже просто обороняться в Новороссийске невозможно: нет укреплений, а войска разболтаны и деморализованы. Выполнить ультиматум, отдать флот Германии тоже не удастся - Англия и Франция этого допустить не могут, и в случае передачи кораблей судьба большевиков, вероятно, окажется печальной.
Итак, противиться немцам нельзя, противиться "союзникам" - тоже. Что же делать? Фантастическая гибкость Ленина помогает найти выход из сложившейся тупиковой ситуации. Немцы требуют заключить мирный договор с Украиной и передать ей корабли - хорошо, начинаем переговорный процесс. Мы, большевики, хотим строить с Киевом добрососедские отношения, просто вопросов к обсуждению много: границы, визы, раздел царских долгов. "Союзники" требуют флот затопить - отправляем в Новороссийск своего человека, чтобы он контролировал ситуацию и организовал уничтожение кораблей...
Советские историки рисуют нам картину полной безнадёжности сопротивления немцам, в которой Ильич и принял решение потопить флот. Однако если хорошенько поискать, то можно найти и совершенно другие факты, говорящие о том, что моряки готовили Новороссийск к обороне, а затем дипломатическая ситуация в отношениях с Германией вообще в корне изменилась. Германия согласилась признать права России на Черноморский флот и взяла на себя обязательство вернуть суда по окончании мировой войны! Такой вариант развития событий мог не устраивать только британскую разведку. Действия Ленина нельзя логично объяснить, если не учитывать её мощное давление на главу советского государства. Не о стране думал Ленин, принимая решение, а вновь и вновь о выживании своего детища - большевистской революции. Такую мысль высказал ещё в 1924 году офицер русского флота Г. К. Граф в своей книге "На "Новике". Балтийский флот в войну и революцию": "Ясно, что уничтожение Черноморского флота... было важно не большевикам: всё равно, если бы флот и подлежал выдаче, им было бы очень рискованно нарушить условия мира; если же он оставался в их руках, то топить его не было никакого смысла, потому что он находился в их полной зависимости. И если они его потопили, то только в силу требования союзников, предъявленного в тяжёлый момент". {Граф Г. К. На "Новике". Балтийский флот в войну и революцию. - СПб.: Гангут, 1997. С. 427.}
Вскоре на Чёрное море прибывает ленинский посланец. Это член Морской коллегии матрос Вахрамеев. С собой у него доклад начальника Морского генерального штаба с лаконичной резолюцией Владимира Ильича: "Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно". {Краснознамённый Черноморский флот. - М.: Воениздат, 1987 // http://militera.lib.ru/h/chernomorskiyflot/09.html} Чтобы топить флот не мешал его командующий, М. П. Саблина вызывают в Москву (по дороге он убегает к белым). Но и новый командующий флотом, капитан первого ранга, командир дредноута "Воля" Тихменёв пытается спасти корабли. Он телеграфирует в Москву: "Совет флагманов, собравшись 7-го июня с. г. на линейном корабле "Воля" и ознакомившись с секретным докладом Морского генерального штаба за No... и предписанием за No... постановил: ввиду того, что никакая реальная опасность от наступления германских войск, как со стороны Ростова, так и Керченского пролива Новороссийску не угрожает, то корабли уничтожать преждевременно. Попытка отдачи подобного приказания будет принята за явное предательство". {Граф Г. К. Революция и флот. Балтийский флот в 1917-1918 гг. - М.: Вече, 2011. С. 253.}
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||