«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 76% |
Чтобы правильно оценить поступки нового русского императора нужно представить себе прагматичного человека, свободного от предрассудков и руководствовавшегося здравым смыслом. Это был "крепкий хозяйственник", простой русский дядька, больше похожий на своих подданных, чем на утончённых европеизированных предков. Огромный, как медведь, обладавший силой Геркулеса, император походил на мужика, своей крестьянской смекалкой, природным чутьём понимавший самые тонкие политические моменты. Ведь к роли монарха второго сына Александру II никто не готовил, царём должен был стать сего старший брат Николай. Его кончина от чахотки дала Александру Александровичу невесту, датскую принцессу Дагмар и право на русский трон. А затем последовала страшная смерть отца и его неожиданное вступление на престол...
Тем не менее, он быстро занял правильную позицию и направил страну по правильному курсу. Любивший на потеху сыну Николаю загибать в дугу кочергу, сгибать пальцами серебряный рубль или рвать руками целую колоду карт, в государственных делах проявлял Александр III такую же твёрдость. Решительно покончив с революционерами, точно также навёл порядок новый император и в финансовых делах страны. Последняя турецкая война расстроила русский денежный рынок и финансы и отдалила возможность установить правильную денежную систему. Александру III удалось поправить положение. Рубль превратился в самую устойчивую и солидную денежную единицу в мире.
Во всех сферах жизни, руководствуясь здравым смыслом, точно так же везде император имел успех. Укреплению экономики способствовало и повышение таможенных пошлин на ввозимые товары, что автоматически приводило к развитию производства внутри страны. Либерализм сменился протекционизмом: если в 1869-1876 гг. таможенная пошлина составляла в среднем 13 %, то с 1877 года она стала 16 %, с 1881 около 19 %, с 1885 года 28 %, а под конец царствия Александра III уже 33 %!
На развитие русской промышленности работал и проект Транссибирской железной дороги, осуществлённый именно в царствование Александра III. Теперь Сибирь и Дальний Восток были соединены с европейской частью страны. На дальнюю окраину империи можно было относительно быстро перебросить войска и грузы. Английские газеты с тревогой предрекали, что Сибирская дорога "сделает Россию самодовлеющим государством, для которого ни Дарданеллы, ни Суэц уже более не будут играть никакой роли, и даст ей экономическую самостоятельность, благодаря чему она достигнет могущества, подобного которого не снилось ещё ни одному государству". Даже сейчас эта магистраль, построенная в конце XIX века, остаётся главным связующим звеном между Европейской Россией, Сибирью, и Дальним Востоком.
Средством оживления экономики прагматичный император сделал и то, что, по мнению многих, может привести лишь к её стагнации. Военные расходы и перевооружение армии и флота при умном подходе для страны - великое благо. Черноморский флот России был уничтожен в Крымскую войну, Балтийский развивался слабыми темпами. Отсутствие сильного флота лишило Россию значительной части её великодержавного веса и доставляло немало неудобств в ходе последней войны с Турцией. Понимая, что без сильного флота империи быть не может, Александр III поручил морскому ведомству разработать комплексную программу судостроения на 1882-1900 гг., согласно которой предполагалось спустить на воду 16 эскадренных броненосцев, 13 крейсеров, 19 мореходных канонерских лодок и более 100 миноносцев. Был построен новый военный порт в Либаве и укреплены многие гавани. Естественно, что согласно здравому смыслу - этот военный заказ использовался для развития именно отечественной промышленности. Корабли строили русские инженеры, на русских заводах, из русских материалов. Водоизмещение русского военного флота к концу царствования достигало 300 тыс. тонн, что вновь вывело русский флот на третье место после Англии и Франции. И вызвало серьёзное беспокойство в Лондоне, всегда ревностно относившемся к развитию флота соперничающих с Англией держав.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||