«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 17%


         Механизм мирного разгрома любой экономики прост - "опускание" цен на предметы экспорта этой страны и "подымание" цен на предметы её импорта. Советский Союз был одним из крупнейших поставщиков нефти на мировой рынок, одновременно являясь крупнейшим покупателем зерна в мире. Хотите разрушить "красную империю" - заставьте расти цены на зерно и падать - на чёрное золото. Но хорошо сказать "заставьте", а как это сделать в реальности? Если цены действительно свободно скачут вверх и вниз - то никак. Но почему-то именно в момент начала перестройки в СССР цена на нефть опустилась в шесть раз и синхронно поднялись мировые цены на зерно. До сих пор светлые рыночники, типа Егора Тимуровича Гайдара, пытаются убедить нас, что это получилось случайно. Стихийно одни цены упали, стихийно поднялись другие. Советскому Союзу просто не повезло. Вдобавок к множественным внутренним экономическим проблемам Союз получил проблемы внешнеэкономические, и поскольку обладал крайне неэффективной экономикой, то приказал долго жить. Однако достаточно почитать самого Гайдара, как наивность и близорукость таких выкладок будут для нас очевидны.
         Но сначала несколько слов... о Саудовской Аравии. Много слов сказано на тему, что же погубило Советский Союз. Вариантов тут множество: и коммунистическая система, и предательство её элиты, и бездумное разбрасывание средств, и проигрыш идеологической войны. Всё это правильно, но лишь отчасти.
         На самом деле СССР погубила... Саудовская Аравия.
         Не спешите удивляться - сейчас поймёте, в чём дело. И тогда для вас станет понятным красивый и элегантный механизм уничтожения нашей с вами Родины. Уничтожения без войны, без агрессии, без прямого военного вмешательства...
         Думаю, не открою Америки, если скажу, что в механизме образования цены на любой товар главную роль играет поведение самого крупного игрока на рынке. Представьте себе, что корпорация Тойота вдруг начала резко снижать цены на свои автомобили, одновременно начав увеличение их производства. Что остаётся делать Ниссану, Мицубиси, Форду и остальным? Смогут они торговать по прежним ценам своими машинами? Вряд ли. Придётся понизить цены и им. А если Тойота не уймётся и сбросит цену ещё в два раза? Что тогда?
         Конечно, пример с автомобилями не совсем корректен, но очень нагляден. Всё сообщество нефтедобывающих стран заинтересовано в одном: чтобы их товар, нефть, покупался на мировом рынке. У покупателей углеводородов интерес практически такой же: им также жизненно необходимо, чтобы нефть на рынке продавалась. А вот далее начинаются нюансы. Продавцам нужна высокая цена, покупателям - низкая. Где-то между этими ценами находится золотая середина, на которой и сходятся. И так было довольно долго. Цена нефти колебалась, росла и опускалась, но всё это было в рамках приличий. Пока король Саудовской Аравии Фейсал ибн Абд аль-Азиз ас-Сауд не показал, каким мощным оружием в умелых руках может быть цена на углеводородное сырьё.
         Причиной для его весьма решительного поступка стала однозначная поддержка, оказанная Западом Израилю в его беспрерывных военных конфликтах с соседними арабскими странами. США поддерживали израильтян и в нежелании последних вернуть оккупированные арабские территории и урегулировать палестинскую проблему. Под занавес очередной арабо-израильской войны [27]в октябре 1973 года король Фейсал стал инициатором арабского нефтяного эмбарго. Он поступил как настоящий король: то есть решительно и неожиданно. Более того, то, что сделал Фейсал, было чисто рыночной мерой, если судить об этом отстраненно. Но если помнить, что он своим демаршем поставил на грань краха экономики ведущих держав мира, то оценка этого поступка будет уже иной. Как и его последствия...

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100