«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 11%


         Но и этого суровым норвежцам показалось мало: с начала 1985 года нефтегазовая отрасль была снова реорганизована. Statoil по-прежнему осталась в государственной собственности, но в дополнение к этому был введён в действие механизм прямого государственного экономического участия во всех проектах, на которые давались лицензии. Благодаря этому теперь норвежское государство, а следовательно, весь народ владеет собственностью в нефтяных и газовых месторождениях, трубопроводах, терминалах и перерабатывающих предприятиях. Забрав под себя всю инфраструктуру, правительство Норвегии смогло позволить себе в 2001 году вывести акции Statoil на биржу, сохранив контрольный пакет у себя. В 2007 году норвежский нефтяной гигант ещё раз реорганизовали, соединив с другой госкорпорацией, главной в Норвегии "по газу", - Norsk Hydro. Госпакет акций получившегося гиганта СтатойлГидро (StatoilHydro) составляет 62,5%, что даёт норвежцам уверенность в завтрашнем дне.
         Помимо этого, в каждом из разрабатываемых месторождений государство владеет долей на добычу углеводородов. Для этого в Норвегии существует компания со 100-процентным государственным участием Петоро (Petoro), которая распоряжается этими долями. То есть часть добытой нефти принадлежит самому норвежскому государству, и оно само её реализует, получая доход. А ещё есть налог на прибыль - 28%, а ставка специального для нефтяников налога - 50%. Чтобы хитрые нефтяники не поступали так, как у нас в России совсем недавно делали некоторые олигархи, в Норвегии существуют так называемые нормативные цены на нефть.
         Что это такое? Налог платится с прибыли, следовательно, чем меньше прибыль, тем меньше денег придётся отдать. Ушлые российские олигархи, регистрировали фирму где-нибудь в оффшорной зоне, на каких-нибудь Каймановых островах, и продавали, например, сами себе нефть не по 100 долларов за баррель, а по 50. При её себестоимости в 49. Прибыль 1 доллар, с неё и платились налоги. А потом "кайманова фирма" сливала на Западе купленную нефть по реальной цене. В итоге - бюджет пуст, карман олигарха полон.
         В России, чтобы прекратить такое безобразие, пришлось одного олигарха посадить. В Норвегии сделали иначе. Здесь придумали "нормативные цены", устанавливающие стоимость, по которой, и только по ней, можно продавать нефть в определённый промежуток времени. Продать "сам себе" нефть или газ дешевле никто не имеет права. Всё это, по сути, является прямым диктатом государства и его "грубым" вмешательством в экономику. Но что-то голосов протеста и выступлений за свободу предпринимательства не слышно и не видно...
         Совершив этот небольшой экскурс по нефтедобывающим странам, мы убедились в следующем:
         1. Везде государство, а не лихие "частники" жёстко следит за добычей нефти и забирает себе львиную долю доходов.
         2. Именно на нефтяные деньги, именно на нефтедоллары расцвели крупнейшие экспортёры этого сырья.
         3. Именно нефтедоллары поддерживают существование экономик менее крупных экспортёров чёрного золота.
         Вывод напрашивается очевидный: нефтяная отрасль - это как раз та, где наиболее важна и наиболее нужна рука государства. Чем больше степень участия государства в нефтебизнесе на её территории, тем больше денег получает страна и её бюджет. И наоборот - если отдать добычу углеводородов на откуп частникам, наши старушки останутся без пенсий, а водители - без дорог. Доходы "Ходорковских", может и замечательно управлявших нефтедобычей, составляли миллиарды долларов в год. Миллиард долларов - это очень много. Для обычного человека, что миллион, что миллиард зелёных американских бумажек - одинаково космическая величина. А на самом деле между этими цифрами колоссальная разница. Пять миллионов долларов может стоить особняк на Рублёвке, а бюджет такого мегаполиса, как Санкт- Петербург, составляет $5,5 млрд.. [17] Разница, согласитесь, есть, и очень существенная.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100