«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 49%


         Это положение Соловьёва было ещё долгое время аргументом против гипотезы, что типографию в Москве устроил именно Миссенгейм. Однако такое утверждение фактами не подтверждается, наоборот, логика вещей говорит скорее за то, что царь Иван использовал благоприятный случай и оставил при себе типографа, какого давно уже искал.
         В. Е. Румянцев, давший ценное исследование о первопечатных московских книгах {Румянцев В. Е. Сборник памятников, относящихся до книгопечатания в России. Вып. 1. М., 1872.}, говорит, что Иван Фёдоров мог научиться типографскому искусству у итальянцев-фрязинов, так как на это есть указание в так называемом "Сказании о воображении книг печатного дела". Названный автор приводит интересный реестр названий деталей типографского станка, как назывались они в старой Москве: "штанба сиречь книг печатных дело", "тередорщик" - печатник, "батырщик" - красильщик, "пиян" - верхняя доска для тиснения набора, "тимпан" - верхняя доска для тиснения набора, "пунсон" и многие другие взяты из итальянского языка, а не из немецкого, где все предметы носят совсем другие названия,
         Всё это доказывает непосредственную связь старого московского печатного двора с итальянскими мастерами.
         "Должно быть, так оно и было,- замечает В. Е. Румянцев,- первые мастера, показавшие возможность печатания книг металлическими буквами, были не итальянские специалисты-типографы, а ремесленники и художники, каких много было в Москве в начале ХVI в." {Румянцев В. Е. Указ. соч. С. 5.}.
         Однако сделать специалистами московских печатников, организовать большую типографию, выливать буквы и т. п. довелось, кажется, всё же Бокбиндеру-Миссенгейму. [...]
         Использовав указания Миссенгейма касательно техники, Иван Фёдоров мог отлично наладить дело и наряду с тем обезвредить протестантскую пропаганду. Шрифты для своей печати Иван Фёдоров сделал заново с помощью своих "клевретов" Петра Мстиславца {Мстиславец Пётр Тимофеевич - русский первопечатник. Вместе с Иван Фёдоровым выпустил первую русскую датированную книгу "Апостол" 1564 г. С начала 70-х годов ХVI в. работал в Вильно.} и Маруши Нефедьева {Нефедьев Маруша - первопечатник, участвовал в печатании Евангелия в Новгороде (1554-1564), затем работал в Москве.}. В этом причина, почему буквы были сделаны по строго московскому образцу, без признаков какого-либо стороннего влияния.
         С другой стороны, весь орнамент носит явные следы итальянского пошиба: "фрязский" вкус тогда был приемлем не только в России, но и во всей Европе, достаточно сказать уже о тех сборниках образцов орнамента, какие тогда были в широком употреблении по всей Европе.
         С такой подготовкой и знаниями начал своё печатное дело в Москве Иван Фёдоров. [...]
         Исключительное внимание царя к печатникам было не по вкусу правящим московским верхам и высшему духовенству. Что касается низшего духовенства, которое в подавляющем большинстве жило переписыванием книг, то оно в печатниках справедливо усматривало своих грозных конкурентов, так как на рынке трудно было конкурировать рукописным книгам с печатными.
         Как бы то ни было, но на пятом году своего царствования, т. е. в 1553 г. "благоверный же царь Иван Васильевич всея Руси повелел устроити дом от своей царские казны, идеже печатному делу устроится и нещадно даяще от своих царских сокровищ деятелем: Николы Чудотворца Гостунскому диакону Ивану Фёдорову да Петру Мстиславцу - на составление печатному делу и к упокоению их, дондеже и на совершение дела их изыде".
         Казалось бы, мечта исполнилась, цель достигнута, только работать. Ан не тут-то было! Так бывает в жизни нередко и в старые, и в новейшие времена.

«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»


Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100