«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 28% |
После пожара 1473 г., первого грозного московского предостережения великой княгине Софье Палеолог, юные брат и сестра Палеологи вкупе с многоопытным в пожарном деле Иваном III думали-гадали: как быть, что делать, чтоб спасти от огня и лихих людей благополучно прибывшую в Москву бесценную царскую библиотеку, это негласное приданое царевны-гречанки. Андрей и Софья, несомненно, настоятельно доказывали Ивану III, что единственный способ спасти сокровище - это поместить его в специальный подземный каменный сейф, а Кремль превратить в неприступный, с подъёмными мостами средневековый (типа Миланского) замок.
Но где взять зодчего, способного на это большое дело? Было вынесено решение - послать в Венецию дворянина Семёна Толбузина звать на это дело европейскую тогдашнюю знаменитость, слава о которой докатилась до Москвы, "мастера муроля и пушечника нарочита" зодчего Аристотеля Фиораванти, которого Софья по Риму знала лично.
И вот 24 июля 1474 г. московские послы великого князя Толбузин и Джислярди выехали в далёкую Венецию в поиски за "мастером муролем". Толбузин и Джислярди открыли собой вереницу русских послов в Европе. В Венеции Толбузин принялся набирать мастеров и художников всякого рода. Он привёз с собой в дар сенату собольи шкурки, а сенат от 27 декабря того же года одарил его золотою парчою в двести дукатов. Сам Толбузин получил парчовое платье, секретарь его - платье из камки, а слуги - из багряного сукна. Поиски Толбузиным в Венеции "мастера муроля, кой ставит церквы и палаты", увенчались успехом. Случайно Толбузину встретился на улице подросток Пьетро Солари, ученик Аристотеля, который и проводил посла в дом последнего. У Толбузина было мало надежды на благоприятный исход его миссии. "Многи у них мастера,- сокрушённо писал он своему патрону в Москву,- но не един избрася на Русь" {ПСРЛ. Т. 4. С. 199.}. В конце концов, "тот же Аристотель восхоте и рядися с ним по десяти рублев на месяц давати ему". [...]
Посольство Толбузина навсегда останется памятно истории, ибо оно подарило русских одним итальянцем, имя которого покрыто бессмертием.
Рудольфо Фиораванти Дельи Альберти, более известный под именем Аристотеля, был одним из знаменитейших художников своей родины эпохи Возрождения, Такой авторитетный судья, как Евгений Мюнц {Там же.}, не колеблясь, называет его самым выдающимся инженером и одним из знаменитейших зодчих Италии ХV в. Своеобразно выглядит на фоне этого блестящего отзыва личное мнение проф. А. С. Усова, считавшего Фиораванти за "второстепенного техника по каменной кладке" {Усов А. С. Сочинения. Т. 4. М., 1892. С. 110.}.
Оно стоит также в прямом противоречии с отзывом русской летописи: "Все лити хитр вельми" {ПСРЛ. Т. 8. С. 181.}.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»