«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 19%

Двуликий Янус


         Перед смертью Фома избрал кардинала-грека Виссариона душеприказчиком и опекуном своих детей, изъявив, по мнению Ф. И. Успенского, согласие на воспитание их в католическом духе. Дети Фомы прибыли на другой день после смерти отца. Виссарион всячески заботился, чтобы обезопасить детей Фомы от чумы, свирепствовавшей тогда в Риме. По соглашению с папой, он до октября направил их в Синьён, в замок епископа, бывшего секретаря Виссариона.
         Относительно воспитания юных Палеологов существует один источник: программа занятий и жизни, составленная Виссарионом 9 августа 1465 г. Сам Виссарион происходил из бедной и незнатной греческой семьи и достиг положения благодаря только своим личным достоинствам и талантам. Пришлось ему жить на Западе: узнал он латинян, цену денег, личных дарований.
         Язык программы, данной им педагогу принцев, по имени неизвестному, отличается своей резкостью. [...] Виссарион держал принцев, как говорится, в ежовых рукавицах. Как-то в пути, во время молитвы о папе, принцы покинули церковь. Виссарион поставил им ультиматум: либо следовать его советам, либо покинуть Запад!
         Решительным было влияние Виссариона на судьбу Софьи {Говоря о младшей дочери Фомы Палеолога, автор называет её то Зоя, то София. Зоя - имя, данное ей при крещении. Софией она стала себя называть по приезде в Москву.}, вокруг которой отныне для нас весь исторический интерес.
         В каком направлении? По категорическому утверждению академика Ф. И. Успенского, "не может быть сомнения, что после смерти отца в 1465 г. Софья воспитывалась в римском обряде".
         Но почему же в таком случае Софья, очертя голову, объявила открыто себя православной, едва вступив на русскую землю?
         Названный академик на этот счёт в сильном смущении: "Не должен ли был Виссарион, снаряжая Софью в Москву, дать ей секретные наставления о вере" или не был ли план воспитания "фиктивным, мистификацией"? Сам Пирлинг не доходил до такой мысли, хотя, по его словам, "душа великого кардинала целиком обнаруживается в этом документе" {Пирлинг П. Россия и папский престол. Кн. 1. М., 1912. С. 156.}, т. е. в программе занятий и жизни юных Палеологов.
         Выходит, что Янус-Виссарион, научая Софью правилам католической церкви, в то же время внушал ей оставаться преданной вере отцов. Ф. И. Успенский приводит и мотив - "питал надежду на политическое возрождение Византии" с помощью восточного православного царя.
         Пирлинг, однако, другого мнения, заявляя категорически: "Зоя была католичкой, явно придерживавшейся римского обряда" {Там же. С. 187.}.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»


Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100