«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 28% |
В бытность папы Пия XI Югославия представляла собой страну, в которой можно было вести только миссионерскую работу. К ней и готовили священников, которые в своей деятельности проявили себя как усташи. Среди них, безусловно, следует выделить Степинаца, Драгановича, Сакача, Камбера, Лацковича и Берковича. Последовательно проводя свою линию, папа Пий XI возвел в сан епископов и архиепископов многих священников - ярых врагов Югославии. Он не мог забыть провала идеи с заключением конкордата. При вручении кардинальских отличий папскому нунцию в Югославии Пелегринетти он сказал:
"Наступит день - мне бы не хотелось это говорить, но я глубоко уверен в этом - наступит день, когда многие пожалеют, что не приняли с открытым сердцем и душой такое величайшее благо, как то, которое посланник Иисуса Христа предлагал их стране..."
Это было в декабре 1937 года, и, как известно, не пришлось долго ждать, чтобы убедиться в том, что Ватикан за 10 лет подготовил сотни служителей, готовых осуществить на деле слова папы.
Его преемник папа Пий XII, избранный весной 1939 года, также придерживался этой линии. Еще будучи государственным секретарем Ватикана, тогдашний кардинал Пачелли подстрекал духовенство к активной борьбе против схизматиков (схизматиками (от греческого "схизма" - раскол) католическая церковь называла последователей православия). Считавшийся среди членов папской курии экспертом по вопросам южных славян, Пачелли помнил о неподписанном югославском конкордате, воспринимая это как свою личную неудачу.
Первым прелатом, отправившимся в Рим с визитом к папе Пию XII, был Иван Шарич, в то время уже известный усташ. Тогда же в церкви св. Петра Шарич встретился с Павеличем. Это событие было воспето в "Оде Поглавнику", опубликованной в рождественском номере "Хорватского народа" за 1941 год.
В своем стремлении вернуть в лоно "старой веры отцов" тех, кто на территории, где говорят на хорватском языке, отошел от этой веры и перешел в православие, клерикалы-усташи, опьяненные открывшейся в новой политической обстановке возможностью создания "НГХ" и организации крестового похода, провели в 1939 году в Загребском университете конференцию, на которой присутствовали архиепископы Степинац и Б. Шарич, рейс-уль-улем Фехиму Спахи, Миле Будак, будущий министр в правительстве Павелича, Юрай Шутей, представители иностранных консульств Германии, Франции, Англии, Италии, Венгрии и организаций усташей "Напредак", руководство которых находилось в руках клерикалов. В работе конференции принимал участие и упоминавшийся ранее Крунослав Драганович.
Эта конференция выработала платформу для предстоящей деятельности клерикалов-усташей. Она также наглядно продемонстрировала организованность движения, что безусловно должны были принять во внимание те страны, представители которых присутствовали на конференции. Можно сделать вывод, что в этот период развитие и укрепление усташского движения происходит главным образом в самой стране, а не за рубежом, поскольку использовавшиеся Павеличем, Артуковичем и другими руководителями усташского движения для связи и координации действий каналы были в основном перерезаны.
На этой конференции прозвучал излюбленный тезис Драгановича, которого можно считать одним из идеологов усташского движения, о перекрещивании сербов. Участники конференции пришли к выводу, что католическая церковь всегда уступала свои позиции на Балканах. По их мнению, с таким положением следовало покончить. Переход католиков в православие они считали исторической драмой проживающего на границе между востоком и западом хорватского народа, которой современная хорватская историческая наука длительное время не занималась вообще, а хорватская общественность без должного внимания относилась к этому "открытию" Драгановича.
Поскольку в этой книге в числе преступников, бежавших за границу после второй мировой войны, упоминается и Крунослав Драганович, нелишне будет сказать несколько слов о его личности.
Замеченный архиепископом усташом Иваном Шаричем, Драганович по его рекомендации в 1932 году едет в Рим, где в качестве воспитанника церкви св. Иеронима поступает в Восточный институт, который заканчивает через три года, получив степень доктора.
После этого он возвращается в Югославию, где с помощью Пачелли очень быстро делает карьеру. Вместе с тем Драганович работал над конкордатом. Вскоре он становится секретарем, а затем начальником канцелярии Верхнебоснийского архиепископата. На основании написанных им в то время статей можно предположить, что его прочили наследником монсиньора Шимрака по вопросам православной церкви. Поэтому он был избран доцентом теологического факультета в Загребе на кафедре истории религии и вспомогательных наук. Так в начале марта 1941 года Драганович оказался в Загребе.
Драганович, как и его покровитель Шарич, уже давно был связан с усташами, о чем свидетельствует его быстрое продвижение по службе после провозглашения "НГХ". Он был назначен представителем "НГХ" в Македонии и Болгарии. Следующая ступень - звание профессора теологического факультета, присвоенное ему усташским министром Пуком. В качестве специалиста его включают в рабочую группу, занимающуюся вопросами перевода православных в католическую веру.
Вручая в связи с 3-й годовщиной "НГХ" награды представителям хорватского католического духовенства, в числе которых был и Драганович, А. Павелич следующим образом охарактеризовал его заслуги:
"Д-р Драганович Крунослав награждается за безупречную работу в области истории, по защите прав хорватов в Южной Хорватии, а также за многогранное участие в деятельности усташской организации..."
После краха "НГХ" Крунослав Драганович бежал из Югославии. Он нашел убежище в церкви св. Иеронима в Риме, где занимался антиюгославской деятельностью: создавал в 50-е годы усташские группы для засылки в Югославию, отвечал за так называемую крысиную линию, о которой говорилось выше.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||