«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 66% |
Хоппер и Парсонс, хотя, возможно, и не считали себя таковыми, были "воинствующими либертистами". Именно так называлась сверхсекретная кампания Пентагона, ВМФ, Совета национальной безопасности и Комитета по координации операций, направленная на внедрение темы свободы в американское кино. В пятницу 16 декабря 1955 года Объединённый комитет начальников штабов созвал совещание, чтобы обсудить, каким образом можно реализовать идею "воинствующей свободы" в Голливуде. Согласно секретным докладам "воинствующая свобода" была разработана для того, чтобы "простыми словами объяснять реальность, существующую при коммунизме, а также принципы, на которых основан образ жизни свободного мира", и "побудить свободных людей к осознанию масштабов опасности, угрожающей свободному миру, и мотивировать их для борьбы с этой угрозой" {Joint Chiefs of Staff. Presentation of "Militant Liberty" to Chief of Naval Operations, 16 December 1955 (PSB/HT)}.
"Идея заключалась в том, чтобы создать девиз, политический лозунг, который вызывал бы у большинства людей спонтанное впечатление. Но фактически речь шла о намеренном воздействии в культурной сфере, - пояснял культуролог Кристофер Симпсон (Christopher Simpson). - Это была довольно сложная пропагандистская операция для своего времени" {Christopher Simpson. Interview, Washington, June 1994}. В качестве основы доктринальной кампании воинствующая свобода была одобрена на самом высоком уровне. Но только в следующем году Пентагон нашёл конкретную формулу, с помощью которой можно было донести этот посыл. В июне и июле 1956 года представители Объединенного комитета начальников штабов провели ряд встреч в Калифорнии с группой голливудских знаменитостей, посвятивших себя борьбе с коммунизмом: Джоном Фордом (John Ford), Мерианом Купером (Merian Cooper), Джоном Уэйном (John Wayne) и Уордом Бондом (Ward Bond).
Встречи, которые проводились в офисе компании MGM Джона Форда, продолжались до шести часов. Судя по меморандуму от 5 июля 1956 года, "мистер Уэйн заявил, что в картинах, снимаемых его кинокомпанией (Васjac Productions), программа (воинствующая свобода) реализована в полном объёме". Чтобы показать, как это можно сделать, Уэйн пригласил всех следующим вечером к себе домой на 4570 Луиз-авеню в Энсино. "После обеда были показаны фильмы "Они были заменимыми" (They Were Expendable) и "Тихий человек" (The Quiet Man). Мистер Уэйн и мистер Форд изучили, каким образом ВМФ и культурные модели свободного мира были представлены в этих двух фильмах в добром свете" {Joint Chiefs of Staff. Report of Conference in California in Connection with Cornelius Vanderbilt Whitney's "American Film Series" and "Militant Liberty", 5 July 1956 (PSB/HT)}.
На другой встрече Мериан Купер отметил, что серия фильмов, снятая Корнелиусом Вандербильтом Уитни, "не имеет темы... и что он хотел бы, чтобы она присутствовала (например, воинствующая свобода), и далее заявил, что он бы внёс эту тему и в другие фильмы" {Там же}. Было принято решение проинформировать Уитни соответствующим образом. Успешный промышленник Корнелиус "Сони" Вандербильт Уитни имел долю в огромном состоянии Уитни, которое досталось в управление его двоюродному брату Джоку. Как и Джок, он был связан с ЦРУ (их кузеном был Трейси Барнес) и с радостью готов помочь ему: в качестве попечителя Корнелиус позволил "Уитни Траст" стать каналом ЦРУ. Кроме того, он входил в состав команды, участвующей в разработке психологической военной инициативы, а именно - Национального агентства информационной безопасности. Хорошо известный как продюсер, в 1933 году он начал свой бизнес с Дэвидом Селзником (David Selznick), выпустил с ним фильмы "Родилась звезда" (A Star Is Born), "Ребекка" (Rebecca) и "Унесённые ветром" (Gone with the Wind). В 1954 году он основал кинокомпанию С.V. Whitney Pictures Inc., после чего заявил: "Я хочу снимать то, что я назвал бы "американской серией", чтобы показать нашим людям их страну, а также дать остальному миру узнать больше о нас" {Cornelius Vanderbilt Whitney. Там же}. Первой картиной американской серии стал фильм "Искатели" (The Searchers) с бюджетом в три миллиона долларов, режиссёром которой был Джон Форд.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||