«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 46% |
Короткий период взлёта сталинизма в 1930-х годах стал для них настоящим шоком... Они всё ещё продолжают видеть это время во сне; это был реальнее, чем сейчас. Поэтому они почти не замечают фактические ухудшения и не оценивают должным образом роль сенатора Маккарти" {Там же}.
На тот момент расхождения во мнениях относительно маккартизма в Американском комитете особо не разглашались. Но 29 марта о расколе было заявлено публично на телевидении во время спонсируемых Комитетом дебатов под названием "Я защищаю свободную культуру". Дебаты проходили в специально подготовленном для этого звёздном зале отеля "Валдорф Астория". На утреннем заседании Дуайт Макдональд, Мэри Маккарти и Ричард Ровер откровенно выступали против сенатора Маккарти. Однако после обеда Макс Истман, любимец американских левых в начале 1930-х годов, произнёс речь, которая показала, насколько глубоким может быть процесс дерадикализации. Отрицая имевшую место охоту на ведьм, он обвинил коммунистов и сочувствующих в изобретении термина "тактика очернительства". "Как полусожженная ведьма из того ужасного времени, - сказал Истман, - я смею заверить вас в следующем: то, что вы называете охотой на ведьм, представляет собой детские игры на пикнике в воскресной школе в сравнении с тем, что американцы могут сделать, если такая охота реально начнётся" {Max Eastman. Who Threatens Cultural Freedom in America? 29 March 1952 (ACCF/NYU)}. Он обвинил правительство в "неудачной борьбе с проникновением врагов свободы", после чего предъявил то же обвинение "Фридом Хаус", "Американцам за демократические действия" (Americans for Democratic Action) и Американскому союзу за гражданские свободы (American Civil Liberties Union), членом которого являлся, как группе "растерявшихся либералов, которые во имя культурной свободы оказывают помощь вооружённому врагу, подавляющему любые проявления свободы в мире" {Там же}.
По одним сообщениям, аудитория была ошеломлена, по другим - ликовала. В своей речи в то утро Ричард Ровер сослался на Ирвинга Кристола в качестве примера. Последний заявил, что иногда следует говорить "о Маккарти так же правдиво, как он требует этого от других при порицании коммунистов". Ровер обвинил Маккарти в том, что он "настолько же далёк от правды, как любой советский историк", и мрачно заключил: "Определённая и, возможно, неизбежная правда заключается в следующем: движение святош Вилли уже началось повсюду" {Richard Rovere. Communists in a Free Society, 29 March 1952 (ACCF/NYU)} (святоши Вилли - это выражение берёт начало в сатирической поэме Роберта Бёрнса "Молитва Святого Вилли" (Robert Burns, Holy Willie's Prayer), в которой автор высмеивает фанатизм и лицемерие главного героя, активно грешившего и одновременно просящего Бога наказать своих компаньонов за грехи. - Прим. ред.). По словам Макса Истмана, после таких сантиментов сам Ровер попросту стал лёгкой добычей для советской пропаганды.
После встречи Ровер написал Шлезингеру письмо, в котором выразил своё разочарование по поводу реплики Истмана и попросил что-нибудь предпринять. К кому же обратился Шлезингер? К Фрэнку Уизнеру Шлезингер позже неубедительно объяснял, что хотя ему и было известно о начальных инвестициях ЦРУ в организацию работы Конгресса за свободу культуры в Берлине, он в дальнейшем "полагал, что платили фонды. Как и все, я думал, они были настоящими... Я не знал, что за всё платило ЦРУ". Спустя полвека Шлезингер всё ещё скрывал какие-либо официальные собственные контакты с ЦРУ по данному вопросу: "Иногда я встречал Фрэнка Уизнера в доме Джо Олсопа. Он по-дружески спрашивал меня, что происходит в американском Комитете, и я ему рассказывал" {Arthur Schlesinger. Interview, New York, August 1996}.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||