«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 41% |
Утром накануне казни Юлиус и Этель Розенберги сидели в камере в тюрьме "Синг-Синг" и писали письмо двум своим несовершеннолетним сыновьям Роберту и Майклу. "Помните о том, что мы невиновны и не могли пойти против нашей совести", - такими словами заканчивалось письмо. В 8 часов вечера 19 июня 1953 года, за считаные минуты до начала еврейского шаббата и накануне своей четырнадцатой годовщины супружеской жизни, Розенберги были казнены на электрическом стуле. Сначала Юлиус, затем Этель. Перед тем как оказаться на кресле, Этель повернулась к тюремной надзирательнице, простёрла руку и притянула её к себе, чтобы поцеловать в щёку.
Розенберги были осуждены в марте 1951 года за передачу Советам американских атомных секретов. После уединения в синагоге с целью обдумать вердикт судья Кауфман вернулся в зал суда и приговорил Розенбергов к смертной казни за участие в том, что он назвал "дьявольским сговором с целью разрушения богобоязненной нации" {Judge Irving Kaufman. Цитата из New York Times, 5 April 1951}. Никогда ранее в Америке не выносили смертный приговор за шпионаж в мирное время. Пропагандисты Америки стали перед самым серьёзным выбором с момента развязывания холодной войны. Вопрос вины Розенбергов (на самом деле мало кто сомневался, что они виновны) не был центральным: по мнению большинства наблюдателей, факты, выдвинутые против них, были неопровержимы. Однако американские стратеги должны были убедить мир не просто в том, что приговор не вызвал сомнений, но и в том, что наказание соответствовало преступлению.
"Когда двух невиновных людей приговаривают к смерти, это должно всколыхнуть весь мир", - возмутился Жан-Поль Сартр. По его мнению, фашизм определялся не "количеством жертв, а способом их уничтожения". Он добавил, что приговор был "легальным линчеванием, запятнавшим кровью всю нацию" {Jean-Paul Sartre. Цитата из Stephen J. Whitfield. The Culture of the Cold War (Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1991)}. Чтобы заявить миру о своей позиции, коммунисты организовали массовую кампанию по призыву к милосердию. Она освещалась в подконтрольной коммунистами прессе. Организации коммунистического фронта обращались с петициями в американские посольства. Лондон получил тысячи петиций и протестов, содержавших по несколько тысяч подписей. Париж сообщил, что он ежедневно получал около 50 телеграмм, писем и петиций.
В частности, во Франции дело Розенбергов превратилось в символическую кампанию протеста. Она объединила тех, кто имел счёты с американским правительством. Акции протеста проводились по всей Франции, и многие из них перерастали в антиамериканские беспорядки. Один человек был убит при проведении митинга под лозунгом "Свободу Розенбергам!" (Liberez les Rosenbergs) на площади Конкорд {Ben Bradlee. A Good Life: Newspapering and Other Adventures (London: Simon & Schuster, 1995)}. Мелвин Ласки выступал против применения смертной казни в мирное время, однако он высмеивал такие протесты, считая их результатом "модных антиамериканских возмущений" {Melvin Lasky. Interview, London, August 1997}. Конечно, ни одна коммунистическая группа, созданная для защиты Розенбергов, не сообщила, что в тот самый день, когда во Франции был основан Комитет по защите Розенбергов, в Праге казнили 11 бывших лидеров Чешской коммунистической партии. Не говорили и о том, что Сталин уничтожил больше коммунистов, чем в какой-либо фашистской стране; что в Советском Союзе людей отправляли на каторгу за два опоздания на работу более чем на пять минут; что когда художники принимали участие в конкурсе на лучший памятник в честь столетия со дня рождения Пушкина, первый приз отдавали тому скульптору, памятник которого изображал Сталина, читающего томик Пушкина.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||