«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 23%


         Вести рациональную, холодную как лёд и решительную интеллектуальную войну против сталинизма, не попадая в манихейскую ловушку фальшивой правды, представлялось существенным для меня, особенно в то время, когда в Америке эта идеологическая война становилась сценически истеричной и крестоносно параноидальной" {Nicolas Nabokov. Bagazh}.
         С энергией и энтузиазмом, которые редко его покидали, Набоков набросился на новую работу в качестве импрессарио культурной холодной войны.
         В мае Конгресс "представил" особо ценного культурного перебежчика на пресс-конференции в Париже - молодого культурного атташе посольства Польши, поэта и переводчика "Пустоши" Чеслава Милоша (Czeslaw Milosz).
         Он был членом польской делегации на конференции в "Вальдорф Астории" в 1949 году, и там, по словам Мэри Маккарти, после его "первого знакомства с демократическими левыми он просто влюбился в нас". Виртуозно организованное Набоковым появление Милоша на стороне "ангелов" было одним из первых больших успехов Конгресса.
         Вскоре после этого Набоков в сопровождении Дени де Ружмона отправился в Брюссель, для того чтобы присутствовать на ужине, устроенном журналом "Синтез". Затем он поспешно вернулся назад для содействия работе "Друзей свободы", своего рода клуба при Конгрессе, который занимался организацией встреч французских студенческих групп по всей стране и в Доме молодых друзей свободы в Париже. В середине июня Набоков снова был в пути, на этот раз направляясь в Берлин, где он должен был читать лекцию на тему "Искусство при тоталитарной системе". "Для меня, конечно же, это не "лекционный тур", - писал он Джеймсу Бэрнхаму, - но мой первый контакт с полем деятельности в Германии" {Nicolas Nabokov to James Burnham. 6 June 1951 (CCF/CHI)}.
         Это была первая из многих подобных разведывательных экспедиций, предпринятых руководителями Конгресса, после которых растущие как грибы филиалы появились не только в Европе (Западной Германии, Великобритании, Швеции, Дании, Исландии), но и на других континентах - в Японии, Индии, Аргентине, Чили, Австралии, Ливане, Мексике, Перу, Уругвае, Колумбии, Бразилии и Пакистане.
         Вернувшись в Париж, Набоков сыграл важную роль в выпуске первого журнала "Прев" (Preuves; доказательство, свидетельство). Идея создания культурно-политического журнала в традициях великой французской прессы впервые обсуждалась в феврале 1951 года на заседании Исполнительного комитета в Версале. Нужен был журнал, который мог бы конкурировать с "Ле Тан Модерн" и поощрять людей к дезертирству из этой крепости Сартра. "Кто был реальным антагонистом? - позже задавался вопросом один историк. - Это был не Советский Союз и не Москва. Они были реально одержимы Сартром и де Бовуар. Вот кто был другой стороной" {Carol Brightman. Interview, New York, June 1994}. "Целью были интеллектуалы с левого берега Сены, - подтверждает источник в Конгрессе. - Или может быть, целью были люди, которые их слушали" {Diana Josselson. Interview, Geneva, March 1997}.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100