Оглавление | Каталог библиотеки
Прочитано: 0% |
Трудно найти хоть один классический роман, в котором бы не фигурировала одна из самых загадочных тайн человеческой психики - феномен предчувствия. В одних случаях герой, доверившись этому неслышимому внутреннему голосу, не совершает какого-либо действия и счастливо избегает гибели, в других, напротив, не вняв ему, погибает
Расскажу о трех случаях, когда предчувствие позволило мне не оказаться на самолетах, попадавших затем в авиакатастрофы.
Первый случай относится еще к студенческим годам. Тогда мы с женой были на производственной практике в метеообсерватории Минска и даже немного заработали, на что и приобрели туристические путевки по Военно-Сухумской дороге. Выезд туда предполагался через несколько дней после окончания практики, а метеорологи из Минского аэропорта предложили нам прекрасный вариант: как раз через несколько дней начальство выделяло для семей летчиков, штурманов и авиамехаников спецрейс до Адлера, а оттуда до Сухуми - рукой подать. Жена была "за", я же без всякой уважительной причины вдруг заупрямился и настоял, чтобы мы вернулись в Ленинград, а оттуда добирались до места поездом.
Спецрейс при подлете к Адлеру в низких облаках врезался в гору. Все погибли.
Здесь стоит упомянуть, что институт я закончил по специальности "инженер-аэролог" и тем самым был обречен на регулярные полеты на самолетах и прочих воздушных судах для исследования атмосферы, так что в те годы к путешествиям по воздуху относился вполне положительно.
Второй "звоночек" прозвучал. когда я десятилетие спустя возвращался из Киева в Ленинград. В аэропорту Борисполя я встретил двух девушек из нашего института, которые возвращались с производственной практики. Одна из них была моей дипломанткой. Девушка нашей неожиданной встрече обрадовалась, нам было о чем поговорить и, пройдя регистрацию, мы уселись в зале ожидания. Но тут вдруг объявили, что на Ленинград вылетает внерейсовый самолет и те, кто зарегистрировался на последующие рейсы, могут перерегистрироваться и идти на посадку.
Подруга моей дипломантки тут же бросилась на перерегистрацию. уговорила и ее. Мне также не было никакого резону сидеть в зале ожидания еще более часа. Но на меня свалилось какое-то оцепенение и абсолютно нелогичное нежелание что-либо менять.
Девушки уже были у окошечка регистратора, когда моя дипломантка вдруг сказала подруге, что не хочет менять билет, и вернулась в зал ожидания. А самолет с ее подругой, вылетевший более ранним рейсом, до пункта назначения не долетел...
А ведь я не предпринял ни малейших попыток удержать свою дипломантку от перемены рейса, более того, этому активно противодействовала подруга, но ее собственное, в те моменты совершенно неосознанное предчувствие оказалось сильнее. Кстати, мы были не единственными, кто по разным причинам отказался пересаживаться на более ранний самолет.
Но наиболее характерным в смысле предчувствия оказался третий случай, произошедший в 70-х годах минувшего века. Работая над диссертацией, я разработал прибор для определения электрически опасных зон в облаках. Мой шеф договорился с начальником лаборатории атмосферного электричества Главной геофизической обсерватории им. Воейкова, что его испытание будет проведено на самолете-лаборатории Ил-14, принадлежащем обсерватории. Я был крайне заинтересован в проведении испытания, поскольку это сразу привносило в диссертацию целую главу и акт о внедрении. Испытывать прибор, естественно, предстояло мне самому. И хотя я раньше уже летал на этом самолете, по мере приближения сроков испытания мое желание пойти в рейс стремительно падало, и в итоге я сделал все от меня зависящее, чтобы прибор к назначенному сроку не был готов.
Во время полетов над Сибирью самолет разбился - в тумане зацепил сопку. Но, что удивительно, кроме экипажа, погибли всего два сотрудника лаборатории, остальные по разным причинам не полетели в этот роковой рейс: кто проспал, кто перепил, а кто, проиграв в гостиничном номере полночи в карты, просто решил не лететь. Что же касается моего прибора, то он был испытан позже на самолете-лаборатории Центральной аэрологической обсерватории под Москвой, и испытания прошли успешно.
После третьего случая я решил больше не искушать судьбу и с тех пор передвигаюсь только наземным транспортом и, возможно, благодаря этому и пишу в настоящий момент эту статью.
Случай с разбившимся самолетом-лабораторией мог бы прекрасно сыграть на руку одному американскому исследователю, который провел статистическую обработку множества случаев авиа- и железнодорожных катастроф, обнаружив при этом. что роковые рейсы часто оказывались недогруженными: многие пассажиры, возможно, внемля голосу предчувствия, переносили рейс или просто отказывались от него.
Однако, увы, крупнейшая катастрофа "Титаника" этот вывод не подтверждает: журналисты с трудом нашли лишь полтора десятка человек, которые без уважительных причин вдруг отказались от путешествия. Да и то одному это посоветовал сделать известный американский экстрасенс, а другого удержала жена, которая несколько ночей подряд видела страшный сон о том, что корабль утонет. Лишь единственный несостоявшийся путешественник честно признался, что у него было предчувствие, - это известный американский миллионер П.Морган. Чтобы не стать объектом насмешек, он просто сказался больным. Позже, в интервью журналисту одной из газет, Морган сказал, что всегда, подобно Сократу, следовал советам своего внутреннего голоса и практически никогда не ошибался. Благодаря этому он был удачлив в своих финансовых делах. Например, внутренний голос дал ему совет выдать на эксперименты известного изобретателя Николы Теслы миллион долларов, что позволило заработать на этом куда больше. И тот же внутренний голос дал ему противоположный совет: прекратить финансирование Теслы, когда тот открыл способ беспроводной передачи энергии на расстояние и обещал, что с вводом станции в Колорадо-Спрингс "энергии в любой точке пространства земного шара будет достаточно для зажигания электрической лампочки или приведения в действие автомобильного мотора". Если бы гениальное изобретение Теслы было реализовано, это привело бы к гибели всего живого на поверхности Земли: ведь во времена ученого не только не было ничего известно о вредном воздействии на живой организм мощных высокочастотных полей, но никто даже и не интересовался этой проблемой. Сам же Тесла ставил на самом себе самые изуверские эксперименты. Например, садясь на изолированный стул, брал в руки провод с напряжением свыше миллиона вольт, так что начинало светиться все тело.
Но не стоит думать, что этот совет дал некий божественный голос, проявивший заботу о жизни всего сущего. Ведь известно, что такой же внутренний голос посоветовал австрийскому ефрейтору Адольфу Шикльгруберу (более известному нам как Адольф Гитлер) срочно покинуть блиндаж, куда спустя несколько мгновений угодил снаряд: спасение жизни одного человека обрекло на смерть десятки миллионов других людей. И, кстати, во время войны точно такой же голос пару раз спасал одного из злейших врагов Гитлера - Уинстона Черчилля.
В конце 80-х годов журнал "Техника - молодежи" предложил своим читателям рассказать о случаях предчувствия экстремальных ситуаций. И хотя для тогдашнего советского человека слово "предчувствие" попахивало мистикой, а то и просто отсутствовало в лексиконе, история сохранила свидетельства людей, предчувствовавших за день, месяц, а то и за годы свою насильственную смерть.
Известный летчик Григорий Бахчиванджи, испытывавший в 1943 году первый советский ракетный истребитель, на небольшом банкете по поводу одного из успешных испытаний вдруг заявил собравшимся, что он обязательно разобьется на этом самолете. Так оно и вышло. Его коллега, американский летчик-испытатель Д.Коллиндз, описал свою будущую гибель во время испытаний в короткой новелле, закончив ее словами: "И вот я умер".
В сентябре 1944 года подводная лодка Щ-402 готовилась к очередному походу, вполне рядовому по тем дням. "Однако перед этим походом командир лодки Александр Каутский находился в подавленном настроении", - вспоминает его тогдашний начальник контрадмирал И.А. Колышкин: "Он передал мне фотографии, лежавшие под стеклом на его столе, и просил переслать их жене". Лодка из похода не вернулась...
По воспоминаниям другого видного военачальника, маршала Советского Союза К.А. Мерецкова, в далеком 1918 году командир его отряда Говорков перед обычным боем сел за письмо родным и передал его комиссару Мерецкову, сказав при этом: "Завтра я буду убит". Так и произошло.
Вице-президент АН СССР Сидоренко однажды перед деловой поездкой в Алжир вдруг привел в порядок свои многочисленные бумаги и документы, чего раньше никогда не делал, и, закрыв кабинет, оставил на столе записку: "Здесь все разобрано". В Алжире он погиб в автокатастрофе.
Известен случай с министром иностранных дел В. Молотовым, который в отличие от своего шефа, не чурался летать на любых самолетах, включая бомбардировщики. Однажды в послевоенные годы, когда за границу должна была лететь внушительная команда наших дипломатов, Молотов вдруг отказался сесть в персональный самолет и решил лететь вместе со всей делегацией, создав для нее немало проблем. Когда Сталину доложили о странном поступке Молотова, он распорядился выслать ему вслед положенный по рангу самолет. Но еще над нашей территорией у самолета загорелся мотор, летчики пошли на вынужденную посадку, но сесть не успели - сложилось размягченное огнем крыло.
Можно привести множество случаев, когда человек игнорировал свой внутренний голос и расплачивался за недоверие к предчувствию жизнью. Впрочем, иногда воспользоваться советом внутреннего голоса мешали внешние обстоятельства.
Сейчас понятие предчувствия в нашей стране уже не вызывает того неприятия, которое было еще лет 20-30 назад. Вроде бы большинства людей, не имеющих специального физического образования, готовы в это поверить. Но только не физики. Для них это слово - синоним получения информации из Будущего, против чего действует пока незыблемый в макромире закон причинности. Легче поверить в вероятность случайного совпадения множества литературных факторов с реальными, которые, например, имеются в романе Моргана Робертсона "Тщетность", до деталей совпадающего с реальной судьбой "Титаника", чем в утверждение, что писатель как-то получил информацию из Будущего.
Проще всего попытаться найти объяснение предчувствию в рамках религии: для всемогущего Бога нет таких физических законов, которые бы он не смог нарушить. Но тогда чьим был внутренний голос, который спас Гитлера?
Попыткой примирить научное и религиозное отношение к предчувствию, а тем самым ожесточенно критикуемая как наукой, так и религией, является концепция единого информационного поля, в какой-то мере развивающая идею "коллективного бессознательного" Юнга. Поле, объединяющее сознание всех людей, при условии, что его носитель имеет сверхсветовую скорость распространения (например, торсионные волны). может одномоментно иметь информацию о Прошлом, Настоящем и Будущем. Принципиально любой "абонент" такой сети может на уровне подсознания запросить информацию о своем Будущем и получить однозначный ответ. В обычном состоянии у большинства людей такая информация не проникает в сознательную сферу, образно говоря, эти люди просто не слышат подсказку своего внутреннего голоса. Не исключено. что интенсивность такой подсказки растет по мере приближения экстремального события, вот почему в большинстве случаев преобладают факты кратковременного предчувствия: "Вышел из-под бетонного козырька, перешел улицу, и тут же в козырек попала бомба"; "Приказал своим ребятам перебраться в другое место и вырыть окоп там. Не успели закончить, как точнехонько в нашу старую позицию упала мина"...
В рамках этой гипотезы предчувствие - вовсе не удел избранных (или богоизбранных), оно присуще каждому человеку, только находится на пороге восприятия, а то и за порогом. Однако его можно развить специальными приемами почти точно так же, как можно развить зрение или слух. Есть и другой путь: когда отсутствует зрение или слух, их заменяют соответствующими протезами. Если человек не способен непосредственно слышать предупреждение своего внутреннего голоса, он может освоить другие способы посылки запроса в "глобальную информационную сеть" и получение на него ответа.
Такие методы известны с древних времен: это так называемые "волшебная палочка" или рудо-искательская рогулька, ныне упрощенная до Г-образной спицы, "звездный маятник" (или кольцо на нитке), спиритические блюдца и тому подобные атрибуты. Все они так или иначе выполняют одну и ту же функцию: переводят сигналы из подсознательного на сознательный уровень. Имеются попытки, например, в лаборатории парапсихологии бывшего Ленинградского политехнического института, приспособить для этой же цели современный компьютер. Наконец, до недавнего времени существовал еще один, самый экзотический способ: те, кто хотел узнать свое Будущее, ехал в Болгарию к бабе Ванге. Ее внутренние голоса за время жизни провидицы успели "обслужить" сотни тысяч верующих и неверующих.
| ||||||||